Из-за повышения акцизов на бензин и НДС стоимость АИ-92 должна была бы увеличиться на 4,1 рубля за литр (на 10% к текущему значению). Но этого не произойдет — рост розничных цен останется в околоинфляционном коридоре. А вот нефтепереработчикам придется потуже затянуть пояса: НПЗ будут нести потери.
Прежде всего следует разобраться, от чего зависит цена на бензин на АЗС. Налоги, нефтяные котировки и курс рубля — важные, но не основные факторы. Стоимость топлива в рознице регулируется государством, ежегодный рост цен находится в пределах инфляции при отсутствии резких макроэкономических колебаний. Балансирующим звеном при этом является нефтепереработка, именно на нее возложена функция обеспечения стабильности внутреннего рынка. Но произошедший в мае 2018 года резкий скачок розничных цен указывает на то, что производители нефтепродуктов не всегда способны справляться с этой ролью.
Российские НПЗ покупают нефть в валютном эквиваленте по экспортному нетбэку (стоимость на внешнем рынке за вычетом транспортных затрат и таможенной пошлины), вследствие этого увеличение котировок на сырье приводит к долларовому росту издержек на производство нефтепродуктов. Именно поэтому наблюдалось резкое подорожание топлив в оптовом сегменте внутреннего рынка весной 2018 года, когда цены на нефть пошли вверх при одновременном ослаблении рубля.
Повышение стоимости АИ-92 составило порядка 3 рублей с начала 2018 года и стало следствием неспособности удерживать производителями достаточно низкие оптовые цены. Однако уже с конца 2017 года НПЗ формировали значительные дисконты, продавая бензин ниже экспортного нетбэка. Именно за счет этого удается сдерживать стоимость бензина на заправках, в противном случае она была бы на 10 рублей за литр выше текущего значения. Следует отметить, что, продавая нефтепродукты ниже нетбэка, заводы терпят убытки, а маржа многих держится ниже нуля с начала 2018 года. При этом в худших условиях находятся НПЗ, обеспечивающие внутренний рынок автобензином. Экспортно ориентированных заводов не касается ценовое регулирование, и они выигрывают при высоких нефтяных котировках.
Бизнес по розничной реализации моторных топлив также находится в сложном положении. Достаточно лишь вспомнить, что в конце мае 2018 года чистый убыток АЗС при продажах АИ-92 составлял 4 рубля за литр. Если нефтепереработка не в состоянии сдерживать оптовые цены, страдает розница, которая также вынуждена играть балансирующую роль на рынке моторных топлив. Но запас прочности у нее намного ниже, чем у НПЗ, что в итоге привело к разорению ряд операторов. Избежать массового закрытия АЗС помогло экстренное снижение акцизов на бензин и дизтопливо в июне 2018 года.
Изменение макроэкономических факторов произошло резко и непрогнозируемо в 2018 году, но о предстоящем повышении акцизов и НДС в 2019 года известно заранее. Также был разработан специальный демпфирующий механизм, сглаживающий колебания цен на моторные топлива. Он компенсирует заводам часть убытков от продажи бензина и дизтоплива на внутреннем рынке со скидкой к экспорту. С учетом нововведений и балансирующей функции нефтепереработки резкого роста розничных цен в 2019 года не произойдет. Однако в отсутствие демпфирующего механизма или при снижении дисконтов НПЗ он составил бы не менее 4,1 рубля за литр.
Для потребителей сложившаяся модель регулирования выгодна, они могут рассчитывать на стабильный уровень цен. В то время как на Западе колебания нефтяных котировок полностью отражаются в стоимости топлива. Но не следует забывать о НПЗ, которые продолжат терпеть убытки, несмотря на введение демпфирующего механизма в 2019 году. Это дестимулирует развитие отрасли и может привести к остановке отдельных заводов.
Решением может стать увеличение компенсаций производителям за счет выравнивания доходности внешних и внутренних поставок. Но это обернется многомиллиардными потерями федерального бюджета. В этих условиях регулятору требуется найти компромисс между выполнением фискальной функции и обеспечением устойчивого развития отрасли.