К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Любовь, мода или выгода: как на примере картины Леонардо понять смысл инвестиций в искусство

Фото Julie Jacobson / AP / TASS
Фото Julie Jacobson / AP / TASS
Самое дорогое произведение живописи в истории — картина Леонардо «Спаситель мира» — продана в 2017 году за $450 млн. Попробуем оценить доходность подобных вложений

Иногда история одной картины более драматична, чем самый захватывающий роман Джона Ле Карре. К таким примерам относится работа Леонардо да Винчи «Спаситель мира», которая в ноябре 2017 года была продана на аукционе Christie's за $450 млн, став самым дорогим произведением искусства в мире. Рекорды рекордами, а вот доходность инвестиций в работу Леонардо — это вопрос более сложный, чем кажется.

Если бы в последние 60 лет вы были одним из владельцев «Спасителя мира», вас можно было бы назвать счастливчиком. В 1958 году картина была приобретена на аукционе Sotheby's за 45 фунтов — в то время авторство было ошибочно присвоено ученику Леонардо, а не самому учителю. Почти 50 лет спустя, в 2005 году, полотно вновь оказалось на виду в США, когда нью-йоркский арт-дилер совместно с инвестиционным консорциумом приобрел работу за $10 000. Таким образом, учитывая историческое изменение курса, за 47 лет средняя доходность этого актива для предыдущего владельца составила менее 10% в год. Это довольно неплохой результат, однако, как мы увидим дальше, могло быть и лучше.

Новые владельцы провели реставрацию работы, и после нее стало очевидно, что авторство принадлежит именно да Винчи.

 

Хотя сам художник не подписал работу, у одной из предыдущих владелиц картины, королевы Генриетты Марии Французской, была гравюра с копией «Спасителя мира», которую она привезла с собой в Англию в 1625 году. На этой копии было примечание — Leonardus da Vinci pinxit, что по идее должно было подтверждать авторство Леонардо. Несмотря на это, некоторые ученые до сих пор сомневаются в подлинности картины или считают ее неудачной, а потому говорят только об «участии мастера» в ее создании. Такое мнение, например, высказывал в газете The Guardian эксперт по творчеству Леонардо Мэтью Лондрус из Оксфордского университета. Существуют даже версии, что только рама у картины подлинная.

В 2013 году «Спаситель мира» был продан швейцарскому предпринимателю и арт-дилеру Иву Бувье, специализирующемуся на транспортировке и хранении предметов искусства и ценностей. Детали этой сделки не разглашались, однако есть предположение, что картина обошлась ему в $75–80 млн. В таком случае примерная доходность для предыдущих владельцев составила более 200% за каждый год в течение восьми лет! Стоит ли говорить о том, что любой венчурный фонд был бы счастлив таким финансовым показателям.

 

В том же 2013 году Бувье перепродал «Спасителя мира» российскому бизнесмену Дмитрию Рыболовлеву за $127 млн. Сделка принесла бывшему владельцу годовую доходность на уровне 70-85%, но эти данные приблизительны, так как точно неизвестно, какое время он фактически владел холстом. Однако вскоре сделка была опротестована, и между сторонами начались судебные тяжбы, которые продолжаются до сих пор.

В 2017 году Рыболовлев выставил работу Леонардо на продажу, и картина была продана за рекордные $400 млн (если учитывать комиссию, то за $450 млн). Получилось, что за четыре года средняя годовая доходность владения картиной составила для Рыболовлева 35%. Такой результат очень неплох, даже с учетом чрезвычайно высоких запросов российских инвесторов.

Если бы король Людовик XII рассматривал картину как инвестицию, его ежегодный доход в течение почти 500 лет составил бы чуть более 1,3%.

Нынешний владелец «Спасителя мира», саудовский принц, перевез его на Ближний Восток и, конечно, рассматривает картину не как инвестицию, а скорее как «трофей». Планируется, что в сентябре картина будет выставлена в недавно открытом масштабном музее — в Лувре Абу-Даби.

 

Таким образом, начиная с 1958 года картина «Спаситель мира» была привлекательной инвестицией для каждого из ее владельцев. Однако что если посмотреть на историю этого предмета в более длительной ретроспективе?

Первый обладатель «Спасителя мира», французский король Людовик XII, приобрел холст у самого Леонардо примерно в 1500 году. На сегодняшний день нет информации о том, сколько король за нее заплатил. Тем не менее в статье для The Wall Street Journal Джейсон Цвейг предположил, что примером может стать другой шедевр Леонардо.

В 1519 году, в год смерти мастера, его «Мона Лиза» была продана либо им самим, либо его наследниками за 4000 золотых дукатов. На сегодняшний день эта сумма была бы равна приблизительно $600 000. Правда, важно отметить, что эта сделка состоялась почти через 20 лет после того, как был создан «Спаситель мира». В этот период Леонардо был уже на пике популярности и считался настоящей суперзвездой, поэтому и его картины должны были стоить дороже.

Тем не менее, если бы король Людовик XII рассматривал картину как инвестицию и продал бы ее только в 2017 году на аукционе Christie's, его ежегодный доход от владения этой картиной в течение почти 500 лет составил бы чуть более 1,3%. Несомненно, это можно назвать довольно небольшой доходностью.

Так или иначе, долгосрочная доходность «Спасителя мира» идеально вписывается в целостную картину эффективности инвестиций в изобразительное искусство за последний век — в пределах от 1,5-2% годовых (хуже она лишь у наличных денег и золота — около 1%). И этого недостаточно, чтобы превзойти доходность от «глобальных акций» (около 5%). Также интересно, что инвестиции в такие коллекционные изделия, как вино (около 4%), марки или скрипки (около 2–2,5%), дали бы в долгосрочной перспективе гораздо лучший результат.

 
Сегодня только 5% коллекционеров приобретают предметы искусства с целью инвестирования.

В целом провести оценку доходности вложений в коллекционные предметы достаточно сложно. Начнем с того, что индексы, которые оценивают в этом отношении искусство или музыкальные инструменты, недостаточно совершенны, и на них можно ориентироваться лишь приблизительно. А поскольку наиболее успешные работы имеют больше шансов сохраниться, они в большей степени влияют на общую оценку, в то время как с «рядовыми» произведениями искусства все может быть иначе. Кроме того, индексы, которые подсчитывают доходность вложений в искусство, не учитывают достаточно высокие затраты на организацию сделок и страхование.

Неудивительно, что сегодня только 5% коллекционеров приобретают предметы искусства с целью инвестирования. Для абсолютного же большинства приоритет — это именно коллекционирование, с небольшими инвестиционными перспективами.

Тем не менее коллекционные предметы почти не зависят от инфляции и девальвации валюты — это хороший способ диверсифицировать активы. Как правило, искусство легко перевозить, при желании его можно застраховать, и если подойти к покупке ответственно, то риски становятся минимальными. Однако важно помнить и о том, что ваша картина сразу после покупки теряет около 20% своей стоимости: галереи, как правило, взымают существенную плату за хранение.

Помимо достаточно скромных долгосрочных результатов вложений в искусство, есть и другие причины не рассматривать его как инвестиции. В первую очередь нужно учитывать, что каждый объект уникален, а подавляющее большинство коллекционных предметов характеризует низкая ликвидность. Кроме того, в этом случае объективные оценки в принципе невозможны. И, наконец, успех сделки на аукционе полностью зависит от того, удалось ли собрать в зале соответствующую целевую аудиторию.

 

И еще: не надейтесь, что сможете распознать в юном художнике следующего Уорхола или Пикассо. Просто забудьте об этом. Такие попытки столь же бесперспективны, как и мечты вложиться на старте в будущие Apple, Google или Facebook. Вместо этого просто покупайте те предметы искусства, которые вам нравятся!

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+