Обман на АЗС. Минимальный штраф за недолив топлива составит 500 000 рублей
Правительство России планирует ужесточить наказание за недолив топлива на АЗС и подготовило на этот счет соответствующий законопроект. Об этом сообщил министр промышленности и торговли России Денис Мантуров в интервью, опубликованном во вторник, 7 августа, в газете «Комсомольская правда».
Он рассказал, что если этот законопроект будет принят Госдумой, то штраф за недолив топлива составит 1% от выручки АЗС за предыдущий год, но не менее 500 000 рублей. «А за повторное нарушение — уже 3%, но не менее 2 млн рублей», — сообщил глава Минпромторга.
Он уточнил, что количество жалоб на недолив топлива на российских АЗС растет. Если в 2016 году в Центральном федеральном округе (объединяет 18 субъектов Российской Федерации) каждая пятая (21,6%) из претензий к АЗС была жалобой на недолив топлива. То в 2017 году уже почти каждая вторая (46,2%).
Мантуров напомнил, что с 29 января 2018 года в России действует закон об оборотных штрафах. Если при проведении Росстандартом проверок на АЗС выявлены нарушения, то штрафы берутся в зависимости от выручки, полученной от реализации топлива. За первые пять месяцев действия нового закона оборотные штрафы за нарушение физико-химических характеристик топлива применялись в отношении 50 российских АЗС. Общая сумма взысканий достигла 28,5 млн рублей. Средний размер штрафа превышает 0,5 млн рублей. «Это в 10 раз больше, чем в 2016 и 2017 годах», — отметил министр.
Он сообщил также, что в России готовятся поправки в закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которые позволят расширить возможности проведения внеплановых проверок.
Систематический недолив
В начале июля 2018 года активисты Федерации автовладельцев России сообщили о том, что на российских автозаправках систематически недоливают топливо в бензобак. Это было выявлено в ходе проверки 43 автозаправочных станций (АЗС) в 13 регионах России.
Проверка проводилась в режиме «тайного покупателя»: активисты ФАР переоборудовали обычный автомобиль — заправочная горловина была соединена не с бензобаком, а с пустой канистрой, спрятанной в багажнике. После заправки сравнивался фактический объем приобретенного топлива с заявленным.
Выяснилось, что максимальный зафиксированный недолив составил 19%, средний по всем заправкам — 5%. Таким образом, при покупке 50 литров топлива автомобилист в среднем недополучает 2,5 литра.
Определить обман на глаз невозможно, так как бензин подается с воздухом, и датчик бензобака показывает неверное значение. Председатель ФАР Сергей Канаев рассказал тогда Forbes, что возможности оспорить недолив у автовладельца нет. А сертифицированные испытания мерником неэффективны. «Как только сотрудники АЗС видят мерник, они перезапускают программное обеспечение, что занимает 10 секунд. Такие проверки, как правило, ничего не выявляют», — пояснил он.
Канаев подчеркнул, что государство не может заниматься проверками АЗС, потому что «в отношении малого бизнеса действуют так называемые каникулы».
9 июля газета «Известия» сообщила, что Росстандарт намерен наделить проверяющие органы правом контрольной закупки бензина на АЗС. Ведомство планирует изменить правила контроля-учета проданного топлива и систему штрафов за недолив.