На сегодняшний день экологическая повестка является важнейшей сферой интересов России, что подтверждается новыми майскими указами президента, который поставил перед правительством целый ряд задач, направленных на три ключевых направления: сокращение объемов захоронения, создание современной инфраструктуры безопасного обращения с отходами и ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда. Все эти задачи необходимо решить до 2024 года.
Прежде всего речь идет о полигонах для ТКО (твердых коммунальных отходов) в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Новосибирске и других. С каждым годом плотность населения, да и сами города растут. А вот темпы строительства современной инфраструктуры для переработки и захоронения отходов явно недостаточны, что не позволяет отказаться от эксплуатации старых полигонов и свалок, которые зачастую не отвечают требованиям законодательства, переполнены и представляют опасность для окружающей среды и человека. По мере развития и роста городов мы все чаще сталкиваемся с тем, что новостройки появляются уже в непосредственной близости к полигонам, заложенным еще 30–40 лет назад. Естественно, это создает большой дискомфорт для населения. Можно вспомнить хотя бы нашумевший скандал с полигоном «Ядрово».
Разделяй и перерабатывай
Каков выход из сложившейся ситуации? Ответ очевиден: необходимо создавать новые объекты, соответствующие трафику отходов, и внедрять альтернативные способы утилизации.
Первым на ум приходит сортировка и утилизация, то есть переработка отходов во вторичное сырье. Несмотря на то что правительство России сейчас плотно занялось данной темой, приходится признать, что создание подобной инфраструктуры занимает время, требует больших инвестиций и прежде всего изменений в отношении самих россиян к сортировке отходов. Конечно, мы к этому уже двигаемся и наверняка придем. Но пока этого не случилось, самым очевидным решением для огромного потока отходов крупных городов на данном этапе остаются по-прежнему захоронение отходов и, как альтернатива, мусоросжигание.
Мало огня
Сегодня в России функционируют около пяти крупных и еще около 30 термических комплексов, предназначенных для обезвреживания незначительных объемов ТКО. Суммарно они могут утилизировать 5–6% от общего объема образуемых коммунальных отходов в стране.
Конечно же, данный способ переработки ТКО требует решения ряда вопросов. Первый — это экономический: высокие затраты на строительство, вопрос сбыта электроэнергии и тарифы для населения. В ближайшем будущем корпорация «Ростех» планирует построить пять крупных мусоросжигательных заводов, четыре из которых будут располагаться в Подмосковье и еще один — в Татарстане. Для этого будет инвестировано около 150 млрд рублей. Таким образом, стоимость одного мусоросжигательного завода на сегодняшний день составляет 30 млрд рублей. Отдельно стоит учесть и затраты на создание инфраструктуры для утилизации и хранения зольных отходов, образующихся после мусоросжигания. Но в целом, этот вопрос можно считать учтенным.
Во Владивостоке из-за морально устаревших технологий, в том числе очистки, планируется закрыть мусоросжигательный завод. Это говорит о том, что в России нужны современные комплексы, отвечающие экологическим требованиям и природоохранным задачам.
Экологический мониторинг
Второй вопрос, который стоит перед государством и поднимается населением, — это экологическая составляющая мусоросжигательных заводов.
Люди, особенно проживающие около предполагаемых площадок для строительства подобных предприятий, опасаются загрязнения воздуха и общего ухудшения экологической обстановки в своих округах. К сожалению, сегодня очень мало говорится об эффективности современных способов утилизации отходов путем термической обработки, а в прессе пишется много критики о нем. Однако на самом деле эксперты во всем мире уже давно признали этот способ экологически безопасным благодаря трехступенчатой системе очистки выбросов, позволяющей в пять раз сократить общий объем выбросов дымовых газов.
К примеру, в Японии считается нормальной практикой, когда мусоросжигательный завод органично вписывается в городскую инфраструктуру (например, в городе Осака). Подобное соседство возможно благодаря соблюдению технологий постройки подобных заводов и мониторингу опасных выбросов, который ведется в режиме реального времени, и любые отклонения от нормы сразу же фиксируются контрольно-надзорными органами. Люди, проживающие в округе, знают, что все находится под контролем и они могут в любой момент сами проверить концентрацию опасных веществ в воздухе. Хорошей практикой является и открытость самих заводов, которые дают возможность заинтересованному населению посетить объект с приборами контроля в руках.
Перед любым инвестором, желающим построить комплекс, на котором планируется применение термических методов утилизации отходов, стоит важная задача — донести до населения, что постройка мусоросжигательных заводов позволит существенно уменьшить объем подлежащих утилизации и захоронению твердых коммунальных отходов в стране на дополнительные 5-7%, притом что средняя продолжительность работы одного завода составляет 20–25 лет.
Времени на раздумье больше нет
Конечно, многие скажут, что постройка мусоросжигательных заводов приведет к увеличению тарифов ЖКХ. Однако динамика последних лет четко указывает на то, что в ближайшие 10-15 лет такие крупные города, как Москва или Санкт-Петербург, могут попросту утонуть в отходах, производимых населением этих городов, годовой объем которых приближается к 400 кг на душу населения.
Площади же действующих полигонов для захоронения уже практически переполнены и не справятся с постоянно возрастающими объемами отходов, а строительство новых полигонов рядом с мегаполисами приведет к значительному ухудшению огромных территорий и выводу их из экономически выгодного оборота. Поэтому меры принимать нужно уже сейчас, рассматривать альтернативные решения, которые должны быть направлены на улучшение экологической ситуации, сбалансировать тарифную нагрузку и исключить мусорный коллапс. Окончательное решение все же остается за населением и государством, но мы надеемся, что объективные мнения экспертов будут услышаны и применены лучшие мировые практики.