Минобороны планирует расширить перечень гражданской техники, подлежащей передачи войскам в случае войны — нападения на Россию иностранного государства. В проекте поправок к приказу №151 сказано, что в список будут включены транспортные средства категории М1 технического регламента Таможенного союза. То есть имеющие, помимо водительского места, не более 8 пассажирских сидений — проще говоря, все легковушки без исключения.
Прежде всего военных интересует линейка УАЗов — от 469-й модели до современного Patriot. Однако в случае полномасштабного конфликта в ход пойдут и другие машины с колесной формулой 4х4. А это в том числе премиальные японские и немецкие внедорожники: Mercedes Gelandewagen, Porsche Сayenne, Lexus LX, GX и так далее. Мобилизованные автомобили будут возвращены собственникам после того, как военные получат штатную технику с консервации.
«Подобная система учета существовала в СССР, потом она автоматически «переехала» в России, — вспоминает директор радио «Страна» Игорь Моржаретто. — На учет ставились внедорожники отечественного производства. И было много путаницы, что считать российским автомобилем, а что нет. В общем и целом это атавизм советской системы, не лучшая практика. Современная армия, во-первых, достаточно оснащена техникой. Во-вторых, большинство современных внедорожников абсолютно беспомощны вне дорог и не пригодны для тяжелых условий эксплуатации».
Необходимость корректировки приказа №151 в Минобороны объяснили его устареванием. Как пишет «Российская газета», в прежнем списке значатся квадроциклы, а теперь в армии их достаточное количество. А легковые автомобили всегда могут пригодиться, скажем, для эвакуации населения в тыл.
Для обеспечения учета легковых автомобилей и спецтехники ГИБДД, Гостехнадзор, Росстат и Федеральная налоговая служба должны будут передавать данные о собственниках в соответствующие территориальные органы. А чтобы проконтролировать техническое состояние мобилизационных автомобилей, на каждую машину в военкомате заведут карточку, где в том числе будет указано наличие полиса ОСАГО.
«Сложно придумать, зачем Минобороны нужно следить за наличием ОСАГО. Ведь с началом боевых действий эта страховка перестанет работать. Как и КАСКО. Это правило, закрепленное в Гражданском кодексе. Ущерб, причиненный транспорту во время войны, стихийных бедствий и терактов, не подлежит возмещению», — рассказал Forbes ведущий юрист Ассоциации защиты страхователей Алексей Борцов.
Убытки собственнику мобилизованного транспортного средства, уничтоженного или поврежденного после передачи военным, обязано будет компенсировать государство, продолжил юрист: «Выплаты происходят по общим правилам. Государство возместит сумму, затраченную на ремонт или покупку такого же автомобиля, за вычетом стоимости годных остатков, которые останутся в собственности владельца».
По мнению координатора «Общества синих ведерок» Петра Шкуматова, контроль над гражданским транспортом со стороны военных трудноосуществим: «Совершенно формальная вещь, исполнить которую невозможно. Чтобы обязать кого-то передавать какие-либо данные, требуется не приказ Минобороны, а постановление правительства. То есть какой-то генерал дал распоряжение, а выполняйте как хотите. ГИБДД не сможет проверить постановку машины на учет в военкомате, потому что в ПДД ничего об этом не сказано. ВАИ останавливать невоенную технику не имеет право. Вообще Минобороны может приказывать солдатам и офицерам, но не гражданским».