«Клиника будущего» — расхожий сейчас термин, которым принято описывать принципиально новую для мирового здравоохранения реальность. Глобальный бум в этой сфере основан на ряде факторов: ширятся ряды родившихся в новом тысячелетии «миллениалов», растет благосостояние граждан в странах «золотого миллиарда», в повседневную реальность всё больше проникает «интернет вещей». Все эти глобальные сдвиги заставляют трансформироваться сам формат медицины — а вместе с ней меняются и медучреждения.
Традиционная модель здравоохранения, которая основывается на принципе «мудрый врач лечит неопытного беспомощного больного», все больше уступает сейчас место новой формуле, в которой врач создает продукт для взыскательного — и при этом образованного, квалифицированного покупателя. Вот почему любая «клиника будущего» ставит в центр внимания необходимость вовлечь пациента в процесс лечения, превратить его в партнера врача, участвующего в реализации важного личного проекта — выздоровления.
Все чаще в передовых госпиталях по всему миру устанавливаются прикроватные терминалы, посредством которых больной получает доступ к электронной истории болезни — и всем сервисам, предоставляемым больницей, — не вставая с места. Действует данный принцип не только на индивидуалистическом Западе, например в больничном комплексе Хамбер Ривер в Торонто, но и в странах коллективистского Востока: взять, к примеру, цифровой госпиталь Bundang в Южной Корее. Пациенты в стационаре размещаются не на обычных больничных койках: в их распоряжении — смарт-кровати («умные» кровати), на экране которых в режиме реального времени появляются результаты анализов и отражается ход лечения.
При этом «умными» кроватями дело не ограничивается. Принципу «вовлекай и информируй» подчинены все без исключения аспекты в работе «клиники будущего». Все элементы — начиная от цвета стен, успокаивающего психику, продолжая IT-системой навигации по зданию и заканчивая видом из окна, должны настраивать пациента на позитивный лад, создавать у него впечатление, что он не в больнице — то есть на территории болезни, а скорее в первоклассной гостинице, где он — желанный и окруженный всеобщим вниманием почетный гость.
При этом, планируя пространство внутри клиники будущего, архитекторы и дизайнеры подчиняются требованиям современной медицины: например, врачебный осмотр и консультацию часто проводит сейчас не один врач, которому хватило бы и тесной комнатушки, а целый консилиум — междисциплинарная команда, которой необходимо большое и оборудованное по последнему слову техники помещение. И наоборот: при ряде заболеваний, включая, например, диабет, получает распространение практика групповых приемов у врача, когда врач делится информацией о способах профилактики заболеваний сразу с несколькими пациентами. Исследования показывают, что от таких встреч больше просветительский — а значит, и лечебный эффект — люди склонны больше запоминать информацию, когда усваивают ее в группе. К тому же групповая встреча, по подсчетам врачей из клиники Кливленда, длится в среднем около 90 минут — против обычных 15-20 при индивидуальном визите.
Цементируются все эти решения посредством «умной» IT-системы, которая позволяет не только помогать пациенту ориентироваться в здании и избавляет их от необходимости стоять в очереди и прочих «прелестей» классических медучреждений, но и оптимизирует всю работу клиники. В этом плане бывают очень зрелищные, что называется, «хайповые» решения: так, в клинике, созданной совместно Google и Uber в Сан-Франциско, пациент проходит в вестибюле через «боди-сканер», который собирает все его биометрические данные, включая рост, вес, температуру тела, скорость сердцебиения и уровень насыщения крови кислородом, и все эти данные передаются одновременно пациенту через приложение на смартфоне и врачу.
Есть и не столь эффектные, но от того не менее, если не более эффективные инструменты: так, в госпитале Bundang внедрена своя разработка — система BestCare с электронным архивом данных, системой передачи биометрических данных, «умными» системами принятия клинических решений и управления ресурсами. Всего лишь одно из корейских ноу-хау: процесс распределения лекарств. Каждому пациенту выдается браслет с радиочипом: а далее в дело вступает комплекс программных решений и оборудования, который в автоматическом режиме — без медсестер — сверяет данные браслета пациентов с предписаниями врачей и дает соответствующую команду на склад. Эта разработка не только исключает возможность ошибок под воздействием «человеческого фактора», но и повышает эффективность работы медсестер, высвобождая до двух часов рабочего времени в день.
Так выглядит глобальная «картинка» в целом, причем как на Востоке, так и на Западе: например в Китае, по данным Deloitte, уже насчитывается 79 «умных больниц», большинство из которых было построено после 2016 года. В России новые веяния тоже пробивают себе дорогу: например, внедряются электронные медкарты, причем не только в частных медучреждениях, но и в государственных клиниках.
Однако есть и другие возможные шаги. Можно начать, например, с того, чтобы вывести сферу медицинских приложений на смартфонах и потребительской медтехники из области развлечений в плоскость практически используемых врачами решений. Потенциал этих приложений огромен: по расчетам исследовательской компании IQVIA, одна только американская система здравоохранения сможет в скором времени экономить благодаря их применению $7 млрд в год. В тех же США сейчас уже более 500 медучреждений интегрированы с приложением Health Records, встроенном в операционную систему Apple, и передают свои медицинские данные обладателю айфона, которой он вправе использовать так, как считает нужным.
Есть где развернуться и в плане строения новых клиник, а также реконструкции их внутренних пространств: уже давно назрел переход от помещений советского типа с их традиционной бело-зеленой цветовой гаммой, к более дружелюбным, демократическим пространствам. Это, кстати, очень сложно сделать порой в самых модных московских частных клиниках — уж очень кусается цена квадратного метра на здания в центре.
Наконец, необходимо изменить саму философию взаимоотношений пациентов и врачей. В недавнем подробном отчете E&Y, содержащем анализ рынка коммерческой медицины в России, можно встретить следующий интересный факт: врачи отмечают, что «пациенты приходят на прием уже подготовленными, начитавшись статей о болезни в «Википедии». И в этом как раз нет ничего плохого для российской здравоохранительной системы: напротив, по данным исследования, проведенного в Орегонском университете, если пациент не вовлечен в общение с врачем, демотивирован и не понимает, чем и как он болеет, стоимость расходов на его лечение увеличивается на 8 -21%.
То есть такую «самопостановку» диагноза со стороны пациентов можно и нужно использовать для их блага, расширяя взаимодействие пациентов и врачей, в том числе, посредством телемедицины, рыночная ниша которой сейчас в России, по нашим оценкам, растет, в том числе благодаря принятому недавно закону о телемедицине, и равна сейчас примерно 1 млрд рублей (для сравнения: мировой объем рынка в этом сегменте составляет сейчас $30 млрд).
Будущее уже прокладывает себе дорогу, пусть медленно и робко. Чтобы эти темпы были быстрее, необходимо осознание тех трендов, в которых движется современная медицина — тогда будет проще и перенимать зарубежный опыт, и внедрять собственные передовые технологии и методики.