К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Клиники будущего: мировое здравоохранение ждут радикальные перемены

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Традиционная модель здравоохранения, которая основывается на принципе «мудрый врач лечит неопытного беспомощного больного», все больше уступает сейчас место новой формуле, в которой врач создает продукт для взыскательного — и при этом образованного, квалифицированного покупателя

«Клиника будущего» — расхожий сейчас термин, которым принято описывать принципиально новую для мирового здравоохранения реальность. Глобальный бум в этой сфере основан на ряде факторов: ширятся ряды родившихся в новом тысячелетии «миллениалов», растет благосостояние граждан в странах «золотого миллиарда», в повседневную реальность всё больше проникает «интернет вещей». Все эти глобальные сдвиги заставляют трансформироваться сам формат медицины — а вместе с ней меняются и медучреждения.

Традиционная модель здравоохранения, которая основывается на принципе «мудрый врач лечит неопытного беспомощного больного», все больше уступает сейчас место новой формуле, в которой врач создает продукт для взыскательного — и при этом образованного, квалифицированного покупателя. Вот почему любая «клиника будущего» ставит в центр внимания необходимость вовлечь пациента в процесс лечения, превратить его в партнера врача, участвующего в реализации важного личного проекта — выздоровления.

Все чаще в передовых госпиталях по всему миру устанавливаются прикроватные терминалы, посредством которых больной получает доступ к электронной истории болезни — и всем сервисам, предоставляемым больницей, — не вставая с места. Действует данный принцип не только на индивидуалистическом Западе, например в больничном комплексе Хамбер Ривер в Торонто, но и в странах коллективистского Востока: взять, к примеру, цифровой госпиталь Bundang в Южной Корее. Пациенты в стационаре размещаются не на обычных больничных койках: в их распоряжении — смарт-кровати («умные» кровати), на экране которых в режиме реального времени появляются результаты анализов и отражается ход лечения.

 

При этом «умными» кроватями дело не ограничивается. Принципу «вовлекай и информируй» подчинены все без исключения аспекты в работе «клиники будущего». Все элементы — начиная от цвета стен, успокаивающего психику, продолжая IT-системой навигации по зданию и заканчивая видом из окна, должны настраивать пациента на позитивный лад, создавать у него впечатление, что он не в больнице — то есть на территории болезни, а скорее в первоклассной гостинице, где он — желанный и окруженный всеобщим вниманием почетный гость.

При этом, планируя пространство внутри клиники будущего, архитекторы и дизайнеры подчиняются требованиям современной медицины: например, врачебный осмотр и консультацию часто проводит сейчас не один врач, которому хватило бы и тесной комнатушки, а целый консилиум — междисциплинарная команда, которой необходимо большое и оборудованное по последнему слову техники помещение. И наоборот: при ряде заболеваний, включая, например, диабет, получает распространение практика групповых приемов у врача, когда врач делится информацией о способах профилактики заболеваний сразу с несколькими пациентами. Исследования показывают, что от таких встреч больше просветительский — а значит, и лечебный эффект — люди склонны больше запоминать информацию, когда усваивают ее в группе. К тому же групповая встреча, по подсчетам врачей из клиники Кливленда, длится в среднем около 90 минут — против обычных 15-20 при индивидуальном визите.

 

Цементируются все эти решения посредством «умной» IT-системы, которая позволяет не только помогать пациенту ориентироваться в здании и избавляет их от необходимости стоять в очереди и прочих «прелестей» классических медучреждений, но и оптимизирует всю работу клиники. В этом плане бывают очень зрелищные, что называется, «хайповые» решения: так, в клинике, созданной совместно Google и Uber в Сан-Франциско, пациент проходит в вестибюле через «боди-сканер», который собирает все его биометрические данные, включая рост, вес, температуру тела, скорость сердцебиения и уровень насыщения крови кислородом, и все эти данные передаются одновременно пациенту через приложение на смартфоне и врачу.

Есть и не столь эффектные, но от того не менее, если не более эффективные инструменты: так, в госпитале Bundang внедрена своя разработка — система BestCare с электронным архивом данных, системой передачи биометрических данных, «умными» системами принятия клинических решений и управления ресурсами. Всего лишь одно из корейских ноу-хау: процесс распределения лекарств. Каждому пациенту выдается браслет с радиочипом: а далее в дело вступает комплекс программных решений и оборудования, который в автоматическом режиме — без медсестер — сверяет данные браслета пациентов с предписаниями врачей и дает соответствующую команду на склад. Эта разработка не только исключает возможность ошибок под воздействием «человеческого фактора», но и повышает эффективность работы медсестер, высвобождая до двух часов рабочего времени в день.

Так выглядит глобальная «картинка» в целом, причем как на Востоке, так и на Западе: например в Китае, по данным Deloitte, уже насчитывается 79 «умных больниц», большинство из которых было построено после 2016 года. В России новые веяния тоже пробивают себе дорогу: например, внедряются электронные медкарты, причем не только в частных медучреждениях, но и в государственных клиниках.

 

Однако есть и другие возможные шаги. Можно начать, например, с того, чтобы вывести сферу медицинских приложений на смартфонах и потребительской медтехники из области развлечений в плоскость практически используемых врачами решений. Потенциал этих приложений огромен: по расчетам исследовательской компании IQVIA, одна только американская система здравоохранения сможет в скором времени экономить благодаря их применению $7 млрд в год. В тех же США сейчас уже более 500 медучреждений интегрированы с приложением Health Records, встроенном в операционную систему Apple, и передают свои медицинские данные обладателю айфона, которой он вправе использовать так, как считает нужным.

Есть где развернуться и в плане строения новых клиник, а также реконструкции их внутренних пространств: уже давно назрел переход от помещений советского типа с их традиционной бело-зеленой цветовой гаммой, к более дружелюбным, демократическим пространствам. Это, кстати, очень сложно сделать порой в самых модных московских частных клиниках — уж очень кусается цена квадратного метра на здания в центре.

Наконец, необходимо изменить саму философию взаимоотношений пациентов и врачей. В недавнем подробном отчете E&Y, содержащем анализ рынка коммерческой медицины в России, можно встретить следующий интересный факт: врачи отмечают, что «пациенты приходят на прием уже подготовленными, начитавшись статей о болезни в «Википедии». И в этом как раз нет ничего плохого для российской здравоохранительной системы: напротив, по данным исследования, проведенного в Орегонском университете, если пациент не вовлечен в общение с врачем, демотивирован и не понимает, чем и как он болеет, стоимость расходов на его лечение увеличивается на 8 -21%.

То есть такую «самопостановку» диагноза со стороны пациентов можно и нужно использовать для их блага, расширяя взаимодействие пациентов и врачей, в том числе, посредством телемедицины, рыночная ниша которой сейчас в России, по нашим оценкам, растет, в том числе благодаря принятому недавно закону о телемедицине, и равна сейчас примерно 1 млрд рублей (для сравнения: мировой объем рынка в этом сегменте составляет сейчас $30 млрд).

Будущее уже прокладывает себе дорогу, пусть медленно и робко. Чтобы эти темпы были быстрее, необходимо осознание тех трендов, в которых движется современная медицина — тогда будет проще и перенимать зарубежный опыт, и внедрять собственные передовые технологии и методики.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+