К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Дорогой болельщик. На что гости чемпионата мира потратили миллиарды

Фото Михаила Терещенко / ТАСС
Фото Михаила Терещенко / ТАСС
Кокошники и «забиваки», сексуальная революция и море алкоголя — зарубежные болельщики потратили миллиарды рублей в России в период мирового первенства по футболу

Сборная России не дошла до финала, но мы все равно чувствуем себя победителями. В памяти надолго останутся острые моменты игры и атмосфера нескончаемого карнавала на улицах родных городов, а представители бизнеса вдобавок будут вспоминать баснословную выручку. Фанаты со всего мира увезли с собой яркие впечатления, оставив взамен немалое количество денег: по словам председателя комиссии Общественной палаты по развитию общественной дипломатии Елены Суторминой, российская экономика получила 120 млрд рублей. Forbes изучил итоги прошедшего чемпионата.

На дорожку

Такси стало притчей во языцех. Пользователи социальных сетей переживали, что иностранцев немилосердно обсчитывают; британская The Independent так охарактеризовала российское такси: «Имеет две скорости: глухая пробка или 100 миль в час». Между тем число пользователей агрегаторов такси увеличилось в 2,3 раза по сравнению с 14 днями, предшествующими чемпионату, отмечает «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование «Вымпелкома». В 11 городах, принимавших ЧМ, прирост уникальных пользователей составил 111%. Отмечается, что сервис «Яндекс.Такси» потерял 5,2 процентных пункта доли рынка, в то время как более мелкие сервисы, такие как Rutaxi и Citymobil, ее нарастили — +2% и 1,6% соответственно. Согласно данным последнего сервиса, самым популярным местом для поездок в Москве стал парк Горького.

Не остались внакладе и авиакомпании: цены на международные рейсы в города проведения матчей выросли на 35%, свидетельствует исследование компании «Аэроклуб». Дороже всего было слетать в Сочи, например, на матч Испания — Португалия: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года цена билета увеличилась в 4 раза. На внутренних рейсах цены выросли на 20%, тут лидировала Казань: +78%, средняя стоимость билета составляла 14 000 рублей. Всего авиакомпаниями было перевезено 1,5 млн человек — такую цифру озвучил министр транспорта Евгений Дитрих.

 

Высокие цены на авиаперелеты сказались на стоимости проезда железнодорожным транспортом. Например, рост цены билетов в Казань и Краснодар составил 48%. Самый дорогой проданный билет — Москва — Санкт-Петербург на скоростном поезде «Сапсан» первым классом, его цена составила 44 500 рублей. По предварительной оценке РЖД, чемпионат привлек на железнодорожный транспорт дополнительно 2 млн пассажиров.

Заселяйтесь, борщ в подарок

Привлекательным источником дохода для россиян стала сдача квартир в посуточную аренду. До начала турнира жители 11 городов— участников ЧМ активно предлагали свои квартиры в краткосрочную аренду на портале Avito за высокую цену. Некоторые в качестве бонуса предлагали гостям собственноручно сваренный борщ, совместную рыбалку или экскурсии по городу.

 

В преддверии турнира, по данным Avito, лидером по предложению недвижимости стала Казань — число объявлений краткосрочной аренды выросло в 22 раза (+2142,9%) по сравнению с началом года. На втором месте Самара, где число предложений увеличилось в 21 раз (+2050%). Москва оказалась только на третьем месте: перед началом чемпионата количество объявлений увеличилось в 17 раз (+1658,3%) по сравнению с январем 2018 года.

Что касается цен краткосрочной аренды перед началом турнира, то они значительно отличались от средних показателей. Максимум арендной ставки был зафиксирован в Волгограде: 21 933 рубля в сутки, что в 5 раз выше «обычных» средних ставок. Далее следуют Саранск (17 954 рубля в сутки) и Самара (16 220 рублей в сутки), где стоимость отличалась от средних показателей в 2,5 и 4 раза соответственно. Столица не вошла в тройку самых дорогих городов: средняя ставка суточной аренды к чемпионату составила «всего» 12 216 рублей.

По словам аналитика ЦИАН Алексея Попова, в феврале в середине недели можно было снять жилье в Москве за 3000 рублей в сутки, а в других городах, принимающих чемпионат мира по футболу, — за 2000 рублей. В праздники и выходные дни действовал повышающий коэффициент 2-2,5, поэтому в эти дни жилье посуточно стоило 6000-7500 рублей в столице и 4000-5000 рублей в регионах. Но к концу марта цены выросли до 36 000 рублей и 27 000 рублей в сутки соответственно.

 

По словам Попова, с Москвой все не так просто. «Средняя стоимость жилья искажена большим объемом дорогого предложения. В Москве в аренду предлагалось большое число элитных квартир. Попали элитные апартаменты в срез и в регионах. Поэтому если их убрать из выборки, то средняя стоимость аренды жилья в столице на период чемпионата составила 25 000 рублей, а в регионах — 21 000 рублей», — сказал Попов.

Сейчас ажиотаж вокруг чемпионата мира по футболу постепенно начинает утихать. В первую неделю июля средняя цена краткосрочной аренды квартир по объявлениям почти во всех городах-участниках заметно упала. В Волгограде средняя стоимость составила 2862 рубля в сутки против 25 844 рублей за 14 июня 2018 года (-89%). Исключением стал Сочи, где в разгаре курортный сезон: средняя цена на краткосрочную аренду жилья по сравнению с началом чемпионата мира по футболу выросла до 2538 рублей в сутки (+2%).

Посидеть на миллиард

Если не считать забега по футбольному полю участников панк-группы Pussy Riot во время финального матча между Францией и Хорватией, чемпионат обошелся без заметных эксцессов. А ведь выпито было немало: наибольший рост оборота зафиксирован в барах и кафе Сочи (+54%), Казани (+49) и Самары (+39). Согласно информации департамента туризма и предпринимательства Самары, с 14 июня по 8 июля заведения общепита этого города посетило 1,1 млн человек. Фанаты поели-попили на астрономическую сумму 990 млн рублей — спросом пользовались салаты, комплексные обеды и, конечно, алкоголь. И это не считая распитого на улице — только во время Фестиваля болельщиков на улице Куйбышева было выпито 86 000 банок пива и 35 000 бутылок воды и лимонада. По официальным данным от FIFA, за время мундиаля в России болельщики выпили более 3,2 млн стаканов BUD — официального пива чемпионата мира по футболу FIFA — 2018. Более 2% пришлось на безалкогольное пиво, что является довольно высоким показателем для категории, так как в целом по рынку доля безалкогольного пива составляет порядка 1,5%.

В Москве оборот сектора «бары/рестораны» вырос только на 7%. Но рекорды в столице била Никольская улица: там продажи пива увеличились в 20-30 раз. Согласно данным RSN, некоторые заведения разливали до 2 т пива в сутки — свою месячную норму.

Кстати, помните так и не разгоревшийся как следует скандал, связанный с сексуальной революцией на чемпионате? Сложно сказать, прислушался ли кто-то к призыву депутата Тамары Плетневой, которая советовала не заниматься сексом с иностранцами. Но по данным агентства городских новостей «Москва», продажи презервативов с начала ЧМ действительно выросли на 15%, в столице — на 11%.

 

Индекс кокошника

Троица в кокошниках, жующая хот-доги на матче Россия — Испания, сделала женский национальный головной убор символом прошедшего чемпионата. Оператор фискальных данных «Платформа ОФД» провел исследование: выяснилось, что кокошник рос в цене не хуже, чем биткоин в свое время. С первой недели ЧМ-2018 (11-17 июня, период матча Россия — Саудовская Аравия) по четвертую неделю (2-8 июля, к матчу Россия — Хорватия) число покупок этого головного убора в городах проведения ЧМ-2018 выросло в 5 раз. За это время кратно вырос и средний чек, в 2,7 раза — с 330 рублей в июне до 910 рублей в июле. В июле цены на кокошники уже достигали 3000 рублей, в то время как в июне они стоили до 1500 рублей.

С начала июня стабильно рос спрос на другие сувениры с символикой ЧМ — монеты, медали, футболки и, конечно, матрешки. Согласно данным Альфа-банка, 4 банкомата с памятными купюрами в Москве и Санкт-Петербурге выдали 33 000 100-рублевых купюр. Волк Забивака, официальный символ чемпионата мира по футболу 2018 года, высоко оценивался хозяевами турнира. Так после победы сборной России над Саудовской Аравией его цена существенно выросла. Один из них был выставлен на Avito за 10 млн рублей.

Всего в секторе «подарки-сувениры» рост выручки составил 54%; наибольший рост оборота в этом секторе бизнеса было зафиксировано в Екатеринбурге (+122%), Москве (+62%) и Санкт-Петербурге (+22%).

Ждем в гости

По данным опроса, проведенного сервисом путешествий OneTwoTrip, 95% опрошенных считают, что чемпионат мира по футболу изменит представление иностранцев о России в лучшую сторону. 76% российских путешественников считают, что мундиаль положительно повлияет на зарубежный турпоток в города, где проходили матчи. Около 25% респондентов на вопрос «Допускаете ли вы, что принимающие чемпионат города по его окончании ощутят прилив иностранных гостей?» ответили «Однозначно да». По мнению участников исследования, после ЧМ иностранные туристы больше всего заинтересуются поездками в Санкт-Петербург, Москву, Сочи, Казань и Калининград.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+