К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Футбольный патент. Как FIFA присвоила названия российских городов

Фото Виталия Невара / ТАСС
Фото Виталия Невара / ТАСС
Если следовать букве закона, Москва в этом году не сможет отметить День города с привычной символикой, а Самара — провести конкурс красоты без нарушения исключительных прав FIFA. Нарушителям могут грозить санкции — изъятие из оборота товаров, на которые нанесен товарный знак, и выплата FIFA компенсаций в размере от 10 000 до 5 млн рублей

К чемпионату мира по футболу в России FIFA позаботилась о защите своей символики и зарегистрировала более 50 товарных знаков в России. При этом ее патентные поверенные сильно погорячились, а Роспатент, напротив, отнесся к проверке заявок без должного внимания. В итоге под защитой оказались даже названия российских городов, принимавших чемпионат. Теперь, если следовать букве закона, Москва в этом году не сможет отметить День города с привычной символикой, а Самара — провести конкурс красоты без нарушения исключительных прав FIFA.

Сколько символов нынешнего чемпионата мира по футболу вы можете вспомнить? Вряд ли наберется хотя бы десятка. Талисман мундаля — волк Забивака, логотип — стилистически оформленное изображение Кубка мира FIFA, официальный гимн, официальный мяч, официальный шрифт «Душа» (сам шрифт защищается авторским правом, а его название зарегистрировано FIFA в качестве товарного знака)... Но даже если перечислить все символы Чемпионата в различных вариациях, 50 товарных знаков явно не наберется.

Как же FIFA удалось их зарегистрировать в таком количестве? Все дело в том, что Международная федерация футбола является в России правообладателем товарных знаков, состоящих из названия города, принимающего Чемпионат мира по футболу, и приписки с годом проведения спортивного праздника. Каждый такой товарный знак («Волгоград 2018», «Санкт-Петербург 2018», «Казань 2018» и т.д.) зарегистрирован по три раза для разных видов товаров и услуг. При этом речь идет исключительно о словесных товарных знаках, то есть защите подлежит само сочетание наименования города и года, без каких-либо изобразительных элементов.

 

Исключение FIFA

Если бы заявку на регистрацию обозначения, которое состоит исключительно из названия города и года, подавала какая-либо коммерческая компания, она гарантировано получила бы отказ, вне зависимости от того, какой товар или услугу хотела бы защитить. Названия городов обычно являются неохраняемыми элементами любых товарных знаков — именно потому, что слова «Москва», «Санкт-Петербург», «Казань» и т.д. употребляются в тысячах самых разных сочетаний и случаев (т.е. не обладают различительной способностью), и защита тут может привести только к путанице и нарушениям.

Но в случае с чемпионатом мира по футболу все иначе. Согласно тексту заявок на регистрацию товарных знаков FIFA, «Сочи 2018», «Самара 2018» и аналогичные словесные элементы — это изобретенные (то есть творчески созданные, как, например, не существовавшее раньше словесное обозначение для товарного знака Google) словосочетания, обладающие фантазийным характером по отношению к товарам и услугам, по которым зарегистрирован товарный знак. При этом названия российских городов неохраняемыми элементами соответствующих товарных знаков как раз не являются, и на них распространяются все исключительные права владельца.

 

Без права на имя

Если бы Роспатент при рассмотрении заявок FIFA применил обычную практику и вынес названия городов в качестве неохраняемого элемента, все вопросы были бы сняты. Сейчас же у нас сложилась курьезная ситуация. Из-за регистрации товарных знаков никто другой без разрешения FIFA не имеет права использовать обозначения вроде «Екатеринбург 2018» или «Саранск 2018» для организации каких-либо спортивных или культурно-просветительских мероприятий.

При этом мероприятия могут вообще не иметь ничего общего с футболом. Использовать наименование города с указанием года теперь нельзя в отношении множества услуг. В 2018 году в 11 российских городах только FIFA имеет право использовать название города и года при организации культурных мероприятий, оказании услуг, связанных с образованием и обеспечением учебного процесса, проведении соревнований по компьютерным играм и даже конкурсов красоты.

Нарушителям могут грозить санкции — изъятие из оборота товаров, на которые нанесен товарный знак, и выплата FIFA компенсаций в размере от 10 000 до 5 млн рублей. Получается, что компаниям, которые, например, будут организовывать в сентябре 2018 года День города в Москве, нужно быть очень осторожными, чтобы не получить от FIFA законного требования о прекращении использования товарного знака. А лучше— вообще отказаться от уже привычной москвичам символики и не произносить словосочетание «Москва 2018» в связи с праздником.

 

Сложившаяся ситуация — результат невнимательности, а не злого умысла. Вряд ли FIFA действительно хотела присвоить себе названия российских городов. Просто патентные поверенные федерации в России погорячились, а Роспатент недостаточно внимательно проверил их заявки перед регистрацией товарных знаков. И сейчас нам остается только надеяться, что FIFA не станет злоупотреблять предоставленными Роспатентом возможностями.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+