К чемпионату мира по футболу в России FIFA позаботилась о защите своей символики и зарегистрировала более 50 товарных знаков в России. При этом ее патентные поверенные сильно погорячились, а Роспатент, напротив, отнесся к проверке заявок без должного внимания. В итоге под защитой оказались даже названия российских городов, принимавших чемпионат. Теперь, если следовать букве закона, Москва в этом году не сможет отметить День города с привычной символикой, а Самара — провести конкурс красоты без нарушения исключительных прав FIFA.
Сколько символов нынешнего чемпионата мира по футболу вы можете вспомнить? Вряд ли наберется хотя бы десятка. Талисман мундаля — волк Забивака, логотип — стилистически оформленное изображение Кубка мира FIFA, официальный гимн, официальный мяч, официальный шрифт «Душа» (сам шрифт защищается авторским правом, а его название зарегистрировано FIFA в качестве товарного знака)... Но даже если перечислить все символы Чемпионата в различных вариациях, 50 товарных знаков явно не наберется.
Как же FIFA удалось их зарегистрировать в таком количестве? Все дело в том, что Международная федерация футбола является в России правообладателем товарных знаков, состоящих из названия города, принимающего Чемпионат мира по футболу, и приписки с годом проведения спортивного праздника. Каждый такой товарный знак («Волгоград 2018», «Санкт-Петербург 2018», «Казань 2018» и т.д.) зарегистрирован по три раза для разных видов товаров и услуг. При этом речь идет исключительно о словесных товарных знаках, то есть защите подлежит само сочетание наименования города и года, без каких-либо изобразительных элементов.
Исключение FIFA
Если бы заявку на регистрацию обозначения, которое состоит исключительно из названия города и года, подавала какая-либо коммерческая компания, она гарантировано получила бы отказ, вне зависимости от того, какой товар или услугу хотела бы защитить. Названия городов обычно являются неохраняемыми элементами любых товарных знаков — именно потому, что слова «Москва», «Санкт-Петербург», «Казань» и т.д. употребляются в тысячах самых разных сочетаний и случаев (т.е. не обладают различительной способностью), и защита тут может привести только к путанице и нарушениям.
Но в случае с чемпионатом мира по футболу все иначе. Согласно тексту заявок на регистрацию товарных знаков FIFA, «Сочи 2018», «Самара 2018» и аналогичные словесные элементы — это изобретенные (то есть творчески созданные, как, например, не существовавшее раньше словесное обозначение для товарного знака Google) словосочетания, обладающие фантазийным характером по отношению к товарам и услугам, по которым зарегистрирован товарный знак. При этом названия российских городов неохраняемыми элементами соответствующих товарных знаков как раз не являются, и на них распространяются все исключительные права владельца.
Без права на имя
Если бы Роспатент при рассмотрении заявок FIFA применил обычную практику и вынес названия городов в качестве неохраняемого элемента, все вопросы были бы сняты. Сейчас же у нас сложилась курьезная ситуация. Из-за регистрации товарных знаков никто другой без разрешения FIFA не имеет права использовать обозначения вроде «Екатеринбург 2018» или «Саранск 2018» для организации каких-либо спортивных или культурно-просветительских мероприятий.
При этом мероприятия могут вообще не иметь ничего общего с футболом. Использовать наименование города с указанием года теперь нельзя в отношении множества услуг. В 2018 году в 11 российских городах только FIFA имеет право использовать название города и года при организации культурных мероприятий, оказании услуг, связанных с образованием и обеспечением учебного процесса, проведении соревнований по компьютерным играм и даже конкурсов красоты.
Нарушителям могут грозить санкции — изъятие из оборота товаров, на которые нанесен товарный знак, и выплата FIFA компенсаций в размере от 10 000 до 5 млн рублей. Получается, что компаниям, которые, например, будут организовывать в сентябре 2018 года День города в Москве, нужно быть очень осторожными, чтобы не получить от FIFA законного требования о прекращении использования товарного знака. А лучше— вообще отказаться от уже привычной москвичам символики и не произносить словосочетание «Москва 2018» в связи с праздником.
Сложившаяся ситуация — результат невнимательности, а не злого умысла. Вряд ли FIFA действительно хотела присвоить себе названия российских городов. Просто патентные поверенные федерации в России погорячились, а Роспатент недостаточно внимательно проверил их заявки перед регистрацией товарных знаков. И сейчас нам остается только надеяться, что FIFA не станет злоупотреблять предоставленными Роспатентом возможностями.