Какой бы футбольной инфраструктурой ни располагала страна, выбранная хозяйкой чемпионата мира, строительство и/или масштабная реконструкция стадионов неизбежны. Турнир такого уровня предъявляет к аренам особые требования по вместимости, безопасности и комфорту зрителей, и организаторам приходится тратить серьезные средства, чтобы соответствовать всем правилам ФИФА. Forbes изучил стоимость всех стадионов, принимавших матчи чемпионата мира за последние 20 лет, и рассказывает о самых дорогих проектах.
Чемпионат мира — 1998
«Стад де Франс», Франция, Сен-Дени
Открыт в 1998 году.
Вместимость: 81 338 зрителей.
Стоимость: около $450 млн.
Чемпионат мира — 1998 во Франции стал первым, на который приехали 32 команды вместо 24. Но футбольная страна была вполне к этому готова и потратила на инфраструктуру лишь $1,6 млрд (для сравнения: расходы России составили $10–16 млрд). Девять из десяти арен были действующими задолго до турнира, пять из них принимали чемпионат мира 1938 года. Их необходимо было только обновить, на что ушло порядка $220 млн. А вот на строительство нового стадиона «Стад де Франс» организаторы выделили 2,67 млрд французских франков (примерно $450 млн).
В 1998-м на 80-тысячном «Стад де Франс» прошел главный матч в истории французского футбола. В финале сборная Франции забила три гола в ворота Бразилии и впервые (в единственный пока раз) стала чемпионом мира.
После этого «Стад де Франс» стал спортивным символом Франции: на арене прошли чемпионаты мира по легкой атлетике (2003) и регби (2007). В 2016-м страна принимала футбольный Евро — и сборная Франции снова играла в финале на «Стад де Франс». Но на этот раз победа досталась соперникам — команде Португалии.
И хотя «Стад де Франс» входит в топ-6 самых вместительных стадионов Европы, клубный футбол его не жалует. Там проходят лишь финалы Кубка Франции и статусные матчи вроде финала Лиги чемпионов (дважды). Причина тому — высокая арендная плата: так, Французская федерация регби за каждую игру платит порядка €3–5 млн.
Чемпионат мира — 2002
Стадион «Ниссан», Япония, Йокогама
Открыт в 1998 году.
Вместимость: 72 327 зрителей.
Стоимость: $560 млн.
Чемпионат мира — 2002 стал первым по многим критериям: первый в Азии, первый на территории двух стран, Кореи и Японии. И впервые матчи прошли на таком количестве арен — турнир задействовал 20 стадионов в 20 городах. Этот рекорд не побьют даже хозяева ЧМ-2026 (в одобренной заявке 16 городов), хотя его примут сразу три страны — Мексика, США и Канада, а участвовать будут 48 сборных вместо нынешних 32.
И Корея, и Япония использовали чемпионат для повышения популярности футбола, который сильно проигрывал бейсболу/софтболу, и улучшения спортивной инфраструктуры. 17 из 20 стадионов, на которых прошли матчи чемпионата мира, были построены специально к первенству и официально открыты за год до его старта. Только на сооружение новых арен обе страны потратили более $3,5 млрд. Но самым дорогим стал японский стадион «Ниссан», построенный чуть раньше, — первый матч на нем состоялся в 1998 году.
Во время чемпионата на стадионе «Ниссан» Бразилия выиграла финал против Германии, а также состоялся печально известный матч Япония — Россия, после которого в центре Москвы произошли массовые беспорядки.
Коммерческое название «Ниссан» приносит владельцам стадиона, администрации города Йокогама, доход — автопроизводитель платит $1,4 млн в год. При этом за идентичный нейминг (тоже Nissan Stadium) арены в Нэшвилле (США), где играет команда по американскому футболу «Теннеси Тайтенс», Nissan выложил $100 млн на 20 лет, то есть по $5 млн в год.
Чемпионат мира — 2006
«Альянц Арена», Германия, Мюнхен
Открыт в 2005 году.
Вместимость: 75 000 зрителей (70 000 — на матчах Лиги чемпионов).
Стоимость: $476 млн.
«Альянц Арена» с самого начала являлась клубной собственностью — «Баварии» и команды «Мюнхен 1860». Весной 2006 года «Бавария» выкупила у «Мюнхена» 50-процентную долю стадиона за €11 млн, а в 2008-м окончательно стала единоличным владельцем (у «Мюнхена» статус арендатора до 2025 года).
Затраты на строительство «Альянц Арены» составили €340 млн ($476 млн), еще €210 млн выделили из муниципального бюджета на развитие инфраструктуры района. Проект стадиона разработали в бюро Herzog & de Meuron. Основной архитектурной особенностью арены являются световые подушки, меняющие цвет в зависимости от проходящего матча клуба или сборной.
Благодаря высокой посещаемости домашних матчей (в сезоне 2005/06 — 67 588, а последние три — 75 000, то есть 100%) и эффективности бизнеса в целом «Бавария» погасила долги за строительство уже к 2014 году (а планировали за 25 лет).
Права на название стадиона принадлежат страховой компании Allianz до 2041 года, это стоит ей €8 млн в год. Однако коммерческое название разрешено использовать только на матчах внутреннего чемпионата: ФИФА и УЕФА брендирование запрещают. Именно поэтому на время чемпионата мира — 2006 вывеска Allianz Arena была демонтирована и перемещена на мюнхенский Дом искусств.
Чемпионат мира — 2010
«Кейптаун», ЮАР, Кейптаун
Открыт в 2009 году.
Вместимость: 55 000 зрителей (64 100 — во время чемпионата).
Стоимость: $600 млн.
Стадион «Кейптаун» является не только самым дорогим ($600 млн) чемпионата мира — 2010, но и вообще самым дорогим в Африке. К слову, в африканский топ-10 входят сразу шесть стадионов ЧМ-2010 общей стоимостью больше $2 млрд.
«Кейптаун» был построен на месте частично разрушенного в 2007 году старого стадиона «Грин-Пойнт» (вместимостью 18 000), который, в свою очередь, в начале XX века заменил велотрек (1897 года постройки). Основной целью возведения нового стадиона на этом историческом месте было коммерческое развитие Грин-Пойнта, района Кейптауна на берегу Атлантического океана. Кроме строительства новой арены, были реконструированы и другие спортивные объекты: из оставшейся от старого стадиона 7-тысячной трибуны сделали легкоатлетический стадион, модернизировали площадку для крикета и гольф-клуб, а также благоустроили парк.
Однако возведение такого дорогого и масштабного стадиона вызвало много вопросов, в том числе со стороны тогдашнего мэра Кейптауна. Хеллен Зилле выступала за сохранение ландшафта местности, который могла нарушить высота арены. Тогда было решено возвести искусственное плато, куда погрузили часть нижних ярусов и парковку, тем самым сделав более мягким переход от природного ландшафта к махине-стадиону.
Чемпионат мира — 2014
«Национальный», Бразилия, Бразилиа
Открыт в 2013 году.
Вместимость: 71 000 зрителей.
Стоимость: $900 млн.
«Пять шокирующих фактов о бразильской коррупции в преддверии чемпионата мира» — так в The Washington Post назвали статью, где рассказали в том числе и о дорогущем стадионе «Национальный». Изначально организаторы планировали лишь обновить арену 1974 года, но затем планы кардинально изменились. 45 000 мест оказалось слишком мало, поэтому старый стадион был снесен, а на его месте появился новый — 70-тысячный. Таким образом плановый бюджет в $300 млн вырос до $900 млн: на тот момент по цене «Национальный» уступал лишь английскому «Уэмбли» стоимостью $1,6 млрд. Такие вложения оказались абсолютно неоправданными для города с населением 2,5 млн человек.
Кроме матчей чемпионата мира, «Национальный» принимал футбольный турнир Олимпиады-2016. Но вот сильной местной команды в столице нет: клуб «Бразилиа» выступает лишь в низшей лиге, то есть хуже 128 команд из первых четырех дивизионов. По этой причине вне международных турниров дорогущий стадион эффектного футбола не принимает.
Хотя и международные матчи особой радости местным жителям не приносили. Полное название стадиона включает имя нападающего Мане Гарринчи, «второго после Пеле», и напоминает бразильцам об успешных годах, когда Бразилия дважды подряд стала чемпионом мира (1958, 1962). Но на домашнем чемпионате-2014 успеха не случилось. После разгромного поражения в полуфинале от немцев 1:7 сборная Бразилии именно на стадионе «Национальный» уступила и в матче за 3-е место Нидерландам 0:3.
Чемпионат мира — 2018
«Санкт-Петербург», Россия, Санкт-Петербург
Открыт в 2017 году.
Вместимость: 67 000 зрителей.
Стоимость: более $1 млрд
За 10 лет строительства (2007-2017) «Санкт-Петербурга» (так стадион называется на время чемпионата мира, после он получит выбранное голосованием горожан название «Крестовский») изведал многое. По ходу работ сменилось три генподрядчика: «Синтез-СУИ», «Трансстрой», «Метрострой», а автор футуристического дизайн-проекта японский архитектор Кисё Курокава скончался. Были поданы многочисленные судебные иски. Норвежское издание Josimar провело расследование, в котором рассказало об использовании рабского труда северокорейских рабочих. А вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин обвинил в протечке крыши стадиона бессовестных бакланов, проклевавших ее.
В итоге эпопея с возведением нового стадиона в Петербурге завершилась на официальной стоимости 43,5 млрд рублей (с учетом колебаний курса валют это больше $1 млрд).
Именно на стадионе «Санкт-Петербург» сборная России выиграла исторический матч с Египтом и впервые вышла в плей-офф чемпионата мира. В оставшиеся дни турнира на стадионе пройдут еще две важные встречи: полуфинал и матч за 3-е место. Но что будет со стадионом потом? Гендиректор консалтинговой компании Arena Com Томас Спек считает, что питерский стадион — это «белый слон» (дорогостоящий, но неокупаемый объект). По его словам, там необходимо проводить не менее 100 мероприятий в год, чтобы окупить затраты.
Нынешней управляющей компании стадиона ООО «Зенит-Арена» (футбольный клуб получил арену в аренду на 49 лет за символический 1 рубль в год) приходится думать о средствах на содержание. Годовая эксплуатация стадиона с выкатным полем и раздвижной крышей обойдется в 0,6–1 млрд рублей.
При этом уже в первый сезон на новой арене «Зенит» показал отменную посещаемость — в среднем 44 275 болельщиков за игру (лучший показатель в чемпионате России), что позволит клубу увеличить доходы.