В июле 2016 года телекоммуникационный и финансовый конгломерат SoftBank купил одного из крупнейших производителей компьютерных чипов ARM за $32 млрд. Но в ходе сделки произошло что-то очень странное. Когда юристы стали проверять патенты ARM, вся процедура оценки, которая зачастую может растянуться на целые недели, завершилась через пару дней. Это стало возможным благодаря специальному программному обеспечению на базе искусственного интеллекта, которое могло считывать данные документов намного быстрее, чем человек.
И телекоммуникационный холдинг, и представлявшая интересы ARM юридическая фирма Slaughter & May применяли для оценки патентных портфелей одни и те же инструменты на основе искусственного интеллекта.
Найджел Свичер, основатель стартапа Aistemos, занимающегося созданием программных инструментов для оценки патентов, отмечает, что если бы их сверяли люди, то на это пришлось бы тратить тысячи долларов и ждать несколько недель, а машинная обработка документов занимала всего по несколько секунд. В лондонском стартапе заявляют, что Aistemos привлек от различных инвесторов, включая инвестиционный фонд Beringea, около $4 млн.
Такие компании, как ARM и BAE Systems, которая занимается аэрокосмическими разработками, все чаще обращаются к подобного рода программному обеспечению не только с тем, чтобы сэкономить на специалистах патентного права или следить за конкуренцией на рынке, но и для того, чтобы искать новые потенциальные приобретения и возможности лицензирования.
Недавно одна компания, занимающаяся электронными финансами, обратилась к Aistemos, что узнать, кто владеет патентами в области перевода денежных средств через банкоматы. В итоге сотрудники стартапа удивили компанию тем, что единственной организацией с подобными патентами является она сама. Свичер объясняет: «У многих есть патенты, о которых они даже не знают».
По словам руководителя стартапа, программное обеспечение на базе искусственного интеллекта, за несколько секунд считывающее и анализирующее тысячи страниц технических данных, помогает избежать невероятной путаницы вокруг существующих типов патентных документов.
Глобальный рынок сейчас оценивается в триллионы долларов, и до настоящего момента бал на нем правили юристы, специализирующиеся на патентном праве. Однако со временем новые алгоритмы могут сделать рынок открытой площадкой для новых участников, например, страховых компаний, инженеров и маркетологов.
Согласно свежему отчету Aistemos, руководители высшего звена корпораций считают, что если бы сведения о владельцах патентов были более прозрачны, то возможности лицензирования стали бы на 6% доступнее.
В 2016 году Свичер представил новый инструмент под названием Cipher. До учреждения собственной компании бизнесмен 25 лет работал партнером в юридической фирме Slaughter & May, занимающейся судебными процессами вокруг патентов, и помогал различным компаниям-клиентам проверять патентные документы перед приобретением других предприятий. Генеральный директор на всю жизнь запомнил, как раньше ему часто приходилось засиживаться до трех часов ночи, перечитывать тысячи страниц документов и постоянно пить кофе, чтобы не заснуть.
Личная проверка бумаг в информационных кабинетах, под завязку заполненных патентными документами, обходилась очень дорого и иногда не приносила никаких результатов. Однажды, как вспоминает Свичер, во время работы над многомиллиардной сделкой руководство организации-клиента на 60-й день решило поинтересоваться, действительно ли приобретаемая компания владеет ключевой для их бизнеса технологией.
Чтобы ответить на этот вопрос, документацию две недели перечитывали и составляли соответствующие отчеты пятеро юристов, что в результате обошлось в $65 000. К 90-му дню сделки результаты были неутешительные: патенты на ту же самую технологию имели четыре другие компании, а одна и вовсе имела эксклюзивные права на ее применение в Китае. Сделка с грохотом провалилась, но к тому моменту на юридическую экспертизу успели потратить несколько десятков тысяч долларов.
Такого опыта неудач у фирмы было хоть отбавляй. Свичер признается: «Моими клиентами были эксперты в сфере корпоративных слияний и поглощений, лицензирования, управления рисками, и поэтому меня постоянно расстраивало то, что информация, необходимая для всех этих процедур, была недоступна».
С момента запуска Cipher стартап предоставляет подписку на свои услуги по цене от $50 000 до $100 000 в год почти 50 своим корпоративным клиентам, включая разработчика оборудования и робототехники ABB, онлайн-супермаркет Ocado и аэрокосмическую компанию BAE Systems. Главный инструмент стартапа, доступный через интернет-браузер, помогает ответить на единственный вопрос: кто чем занимается?
Обычный поиск через систему Cipher с помощью специалиста-человека обошелся бы в $10 000 и занимал бы две недели. Свичер утверждает, что среднестатистический пользователь делает 250 запросов в год, а на прибыль можно выйти уже после пары десятков.
Управленец добавляет: «Интеллектуальная собственность переживает новый подъем. Хотя как отдельный класс она существует три столетия, важным аспектом для многих компаний она стала лишь недавно. Каждый день кто-то подает новые патентные заявки, и необходимо знать, какие ниши еще свободны».
Перевод Антона Бундина