Туристов отфутболили: как чемпионат мира повлиял на банкротство туроператоров
«Натали Турс» — одна из старейших компаний российского туристического рынка, работающая около 25 лет. Глава туроператора Владимир Воробьев 2 июля на своей странице в Facebook написал о трудных временах, наставших для компании.
«В связи с финансовыми разногласиями наш испанский партнер W2Meet остановил с нами сотрудничество и приступил к аннуляции заказов. Для того чтобы не создавать дополнительных проблем, были приняты решения остановить чартерные программы в Испанию и отказаться от мест по ряду направлений», — написал Воробьев.
Он добавил, что туристы, оставшиеся на курортах, будут вывезены, а все остальные отправятся на отдых на регулярных рейсах по всем направлениям, кроме Испании. Воробьев попросил поддержки у партнеров и туристов, чтобы пережить трудные времена. Однако два дня спустя туроператор аннулировал все подтвержденные туры, объяснив это невозможностью дальнейшей работы из-за постоянного негативного информационного фона. При этом Воробьев сообщил, что планирует возобновить продажи туров в течение ближайшей недели-двух. Об остановке деятельности речь не идет, подчеркивает глава оператора. Сейчас, как сообщается, за границей остаются 3500 клиентов компании.
К моменту публикации материала в «Натали Турс» сообщили. что начали выплачивать деньги туристам за несостоявшиеся туры. Объем выплат составил 800 000 рублей.
Другая старая компания — DSBW-Tours — тоже работала около четверти века, ее бессменным руководителем был Карен Гончаров. Компания была известна в том числе благодаря своим авторским турам в Европу и работала по очень многим направлениям.
«В сложившихся реалиях мы больше не можем исполнять свои обязательства перед клиентами и перед банком. Последние несколько лет мы честно боролись за сохранение нашего бизнеса… Сегодня мы все потеряли» — так эмоционально звучит сообщение об остановке деятельности туроператора. После этого события за границу не смогут выехать от 1100 до 1200 клиентов компании.
Как рассказала Forbes пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина, на рынке догадывались о проблемах двух старейших туроператоров.
«Рынок знал о проблемах, потому что постоянно сталкивался с ситуациями, когда туристов этих компаний то не заселяли в отель, то они не могли улететь, то кто-то кому-то не заплатил», — рассказала Тюрина.
2014 год. Часть вторая
Уход сразу нескольких компаний в начале лета напомнил туристам и профессиональному сообществу лето 2014 года. Тогда с рынка ушло сразу несколько гигантов. Как карточный домик «посыпались» «Нева», «Лабиринт», «Южный крест», «Роза ветров», «Солвекс» и многие другие компании. Число пострадавших туристов тогда исчислялось десятками тысяч. А рынок после этого полностью изменился. Изменились и правила игры. При объединении «Турпомощь», которому в кризисный сезон пришлось вывозить застрявших на отдыхе туристов, сформировали два фонда – компенсационный и персональной ответственности. Взносы туда отчисляют сами туркомпании, а использоваться средства могут в случае остановки деятельности – чтобы вернуть туристов домой и выплатить им компенсации.
Причин тогдашнего кризиса было несколько: и резкие скачки валют (именно в тот год доллар и евро подорожали вдвое), и снижение доходов населения, и патриотический запал людей (тогда Крым вошел в состав РФ и многие туристы в том числе по этой причине предпочли отдых в стране заграничному), и демпинг среди туроператоров.
«Компании уходят с рынка не первый год подряд. Мы уже несколько лет наблюдаем процесс очистки. Но, к сожалению, давно не было такого, чтобы уходили компании, работавшие по 25 лет», — отметил председатель транспортного комитета ассоциации «Турпомощь» Дмитрий Горин.
Ирина Тюрина из РСТ полагает, что нынешняя ситуация похожа на 2014 год, но лишь отчасти. «Происходящее похоже на 2014 год, потому что ушли сразу несколько компаний. Но обстановка на рынке другая. Тогда со всеми происходило примерно одно и то же, сейчас у каждого ушедшего оператора – своя история», — сказала Тюрина.
Футбол отправил туристов домой
Так почему туроператоры уходят с рынка в этом году? Причин, как водится, несколько. «Это и валютная волатильность, и повышение цен на авиатопливо, и конкуренция, и скидки, которые до сих пор на рынке остались, и чемпионат мира по футболу», — пояснил Дмитрий Горин.
Казалось бы, при чем тут чемпионат? Но, как выяснилось, все эти причины работают в комплексе, добавила Ирина Тюрина. Доллар и евро подорожали, подорожали и зарубежные туры. При этом реальные доходы не выросли, соответственно, люди если и собрались отдыхать, то решили сэкономить по максимуму. А тут еще и чемпионат мира. Кто-то от него бежал как черт от ладана, покупал тур, но при этом экономил, поскольку покупательная способность пошатнулась. А кто-то остался дома смотреть матчи и, соответственно, никакими турами не интересовался. Чемпионат идет ровно месяц. Месяц высокого, летнего туристического сезона. И на этот месяц продажи фактически встали, что и добило некоторые компании.
«Чемпионат мира сам по себе, конечно, не причина. Не было бы его, было бы что-то другое. Он повлиял на отдельные компании, поскольку они, видимо, вели свой бизнес таким образом, что это могло на них повлиять», — считает Тюрина.
Она добавила, что в случае с DSBW и «Натали Турс» чемпионат мог обострить проблему накопления долгов. «Долги есть у многих компаний. Но в этом случае, на мой взгляд, ситуация была такой: были долги перед принимающими компаниями, туроператор получал деньги от туристов, отправлял их на отдых, а из этих средств расплачивался за предыдущих туристов. И так далее. В этом году рынок вялый с точки зрения спроса, люди экономят, соответственно, оборотных средств не хватает, что и спровоцировало такую ситуацию», — пояснила эксперт.
В Ростуризме корень проблем видят в неэффективном планировании бизнеса. Об этом, в частности, говорится в официальном заявлении руководителя ведомства Олега Сафонова.
«Сокращение чартерных программ и приостановка деятельности отдельных туроператоров … связано с неверной оценкой туристическими компаниями рыночной конъюнктуры, ошибками в прогнозах потребительского спроса и завышенными ожиданиями относительно роста выездного туризма на ряде направления. Системного кризиса на российском туристском рынке нет», — подчеркнул Сафонов.
Спасти утопающих и не присоединиться к ним
Как пояснила Ирина Тюрина, в случае с «Натали Турс» выплата компенсаций туристам начаться пока не может, поскольку оператор не останавливал деятельность. Что касается финансового обеспечения компании, то, по данным Ростуризма, оно составляет 156,4 млн рублей (150,5 по договорам страхования и 5,9 – в фонде персональной ответственности).
DSBW-Tours располагает финансовым покрытием почти в 51 млн рублей: 50 млн – по договорам страхования и около 700 000 – в фонде персональной ответственности. При этом эксперты отмечают, что, сколько именно придется потратить на компенсации, станет ясно, только когда будет сформирован полный реестр клиентов.
Дмитрий Горин говорит, что финансовых резервов, сформированных в фондах, хватит, на случай если туристам понадобится помощь. В Ростуризме уточняют, что суммарный объем фондов – резервного и персональной ответственности – превышает 1 млрд рублей. По договорам страхования финансовое обеспечение превышает 22 млрд.
«Уровень финансовой защищенности потребителей туристских услуг в РФ на сегодняшний день высокий. Граждане могут спокойно планировать отпуск и отправляться на отдых. При этом Ростуризм настоятельно рекомендует придерживаться опубликованных на сайте ведомства правил, чтобы не стать жертвой мошенников при покупке тура», — говорится в сообщении Олега Сафонова.
При этом, как утверждает Ирина Тюрина, невозможно предугадать, у какого туроператора начнутся проблемы в следующий момент. Ведь компании, ушедшие с рынка в последнее время, и в реестре туроператоров состояли, и с фингарантиями у них все было в порядке, словом, они были вполне благополучны. По формальным признакам.