К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Ненастоящий бизнес. Как в России борются с фирмами-однодневками

Фото Романа Пименова / Интерпресс / ТАСС
Фото Романа Пименова / Интерпресс / ТАСС
Количество фиктивных компаний упало до рекордно малых значений: в 2018 году бизнесменам стало невыгодно заводить однодневки. Это стало результатом кропотливой работы налоговых органов по борьбе с оптимизацией налогообложения

В России стремительно сокращается число фирм-однодневок. В 2018 году доля таких компаний в российском бизнесе упала до рекордно низких 7%, а суммарная численность — до 309 500 фирм, сообщает РБК со ссылкой на данные Федеральной налоговой службы (ФНС). В 2017 году в России насчитывалось 1,2 млн фиктивных компаний, в 2011 году — 1,8 млн однодневок. Эта тенденция свидетельствует об успешности колоссальной работы, которую за последние годы проделали российские налоговые органы.

Как обнаружить однодневку

Компания-однодневка — это бизнес-феномен, который заключается в наличии юридического лица без реальной деятельности. Вместо настоящего бизнеса однодневки служат «прослойкой» между разными компаниями. Подобные структуры создаются для оптимизации НДС и налога на прибыль.

В настоящий момент в ФНС борются не с однодневками как таковыми, а с налоговой оптимизацией в целом. Однодневки «вымирают» как следствие борьбы с оптимизацией. При этом действуют российские государственные органы в русле мировых тенденций.

 

Первая, но не основная, — это ужесточение требований к степени реальности предприятия. Ужесточение требований выразилось в проверках со стороны ИФНС фактических адресов организаций, статуса руководителя и учредителя на предмет массовости, уровня уплачиваемых налогов, штатной численности, наличия ресурсов, складов и оборудования для осуществления работы.

Важным фактором стало повышение требований к платежной дисциплине со стороны банков. Требования банков по увеличению доли минимальных налогов, подлежащих уплате в бюджет, введение списков недобросовестных контрагентов, расширение перечня подозрительных операций и реализация на практике принципа «знай своего клиента» привели к невозможности осуществления расчетов большинством «серых» организаций.

 

Почему выросла эффективность проверок

Фирмы-однодневки принято создавать для так называемой налоговой оптимизации, то есть для снижения налоговой нагрузки в денежном выражении с основных активов предпринимателя. Такая оптимизация выгодна собственнику бизнеса и не выгодна государству: избыточное количество промежуточных звеньев снижает налоговые поступления и в конечном итоге провоцирует дефицит бюджета.

Повышение качества налогового администрирования стало ключевым фактором в борьбе с подобной оптимизацией. Это не только введение онлайн-системы АСК НДС. Сам по себе этот программный комплекс не дал бы столь существенного эффекта. Значительную роль сыграло повышение значимости камеральной налоговой проверки.

По итогам 2017 года собираемость по итогам камеральных проверок выросла на 52,7%, совокупный объем налоговых доначислений со стороны ФНС увеличился на 8,8%. Камеральные проверки превратились в инструмент профилактики нарушений — с годами такие проверки могут полностью вытеснить выездные.

 

Утверждения о том, что после повышения НДС до 20% бизнес снова уйдет в тень, не основаны на фактах. Как только предприниматель примет к вычету НДС по сделке с недобросовестным контрагентом или даже добросовестным, но за которым стоит недобросовестный, налоговые органы в рамках камеральной проверки это выявят и заставят заплатить НДС.

Бизнес больше не видит смысла экономить на НДС сейчас, чтоб заплатить значительно больше уже завтра. Раньше предприниматели надеялись на то, что выездная проверка не найдет нарушений или они смогут по старинке «договориться».

Разворот позиции судебных органов по спорам с ИФНС свел практически к невозможности оспорить доначисления в суде. По итогам 2017 года 80% решений выносится в пользу налоговых органов.

Что будет дальше

В сложившихся условиях существенный риск для бизнеса представляет история прошлого взаимодействия с недобросовестными контрагентами. По итогу 2017 года количество выездных проверок сократилось на 22,6%, но эффективность выросла на 14,8%. Это означает, что налоговые органы научились более эффективно использовать свое время и ресурсы.

В основу доказательственной базы налоговой ложатся все больше протоколы допросов и материалы оперативных мероприятий: выемки, осмотры и другие следственные методы. В суде представить новые доказательства также представляется затруднительным.

 

Прекратилась ли оптимизация в России с уходом однодневок? Нет. На смену однодневкам приходят механизмы оптимизации по налогу на прибыль. Это довольно распространенные схемы дробления бизнеса.

Распространены способы дробления процесса сбыта. Классический пример — сетка магазинов, где каждый магазин — это отдельный субъект со специальным налоговым режимом. Также бизнес-структуры часто «выводят» свой персонал за штат, оформляя их как индивидуальных предпринимателей. Часто на ИП или ООО на упрощенном режиме выводят управляющие компании, товарные знаки, оборудование и недвижимость. Преимущество в том, что ИП платит всего 6% налогов и сборов.

Все эти схемы давно описаны и известны ФНС. В 2018 году ключевое значение имеет не то, что делают предприниматели, а то, как они это делают. Практически в каждом деле о доначислениях налогоплательщики допускают наличие каких-то из 25 признаков фактической аффилированности, от общих IP-адресов до формирования выручки за счет одного контрагента. А значит, отсутствуют реальность и деловая цель выделения подразделения на упрощенный режим.

В итоге налоговые органы делают вывод, что налогоплательщик создал аффилированную компанию или ИП на специальном режиме только для целей оптимизации налога на прибыль.

 

Часто налогоплательщики занимают позицию, что дробление законно просто на основании того, что в России разрешена упрощенная система налогообложения (УСН). Такие компании полагают, что деловую цель они легко объяснят налоговым органам. На практике складывается ситуация, когда ИФНС не слушает объяснений предпринимателей. Поэтому любая бизнес-логика, деловая цель и реальность должны быть отражены в документах и фактических действиях, а не в пояснениях собственника бизнеса.

Важно также обратить внимание на то, что ИФНС понимает потенциальный «рынок своих клиентов» и готовит спецподразделения по борьбе с дробленкой. В ближайшие два-три года рост доначислений за дробление бизнеса может вырасти в три-пять раз по сравнению с текущей ситуацией. И это новый виток в борьбе государства за обеление бизнеса. Эпоха офшоров и однодневок стремительно заканчивается.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+