К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Время поумнеть. Какими будут российские города будущего

Warner Bros. Pictures
Warner Bros. Pictures
Технология «умного города» поможет российским мегаполисам сэкономить в 1,5–2 раза больше ресурсов и увеличить свою инвестиционную привлекательность. Но где найти деньги на реализацию этой идеи?

Тема развития российских городов довольно плотно вошла в политическую повестку страны. Чего стоит только нашумевшая публичная дискуссия главы ЦСР и ныне председателя Счетной палаты Алексея Кудрина и мэра Москвы Сергея Собянина прошлой осенью. Тогда они оба говорили о важной роли, которую крупные города и агломерации должны играть в экономике.

Однако все чаще города и, главное, их жители сталкиваются с вызовами, которые препятствуют эффективному во всех смыслах росту. Даже если попытаться обозначить их коротко, получится внушительный список — здесь нужно говорить и о высоком уровне износа городских инфраструктур, и о дефиците бюджетных ресурсов, и о росте экологического давления, и об изменении требований к городской среде со стороны граждан и бизнеса.

Заставить города поумнеть

На самом деле большая часть этих проблем может быть решена за счет реализации в России концепции Smart City, или «умного города». Само понятие «умный город» трактуется широко и по-разному, но ключевая роль во всех подходах отводится информационным технологиям.

 

Во-первых, они обеспечивают текущие процессы городской жизни благодаря простому взаимодействию горожан, бизнеса и местной власти. Во-вторых, в современных условиях управление в городе должно и может осуществляется на основе данных (data-driven city), которые выступают ключевым элементом городской экосистемы.

Эта концепция работает и на повышение эффективности в отдельных отраслях, и на развитие города как пространства взаимодействия разных игроков в целом. В частности, внедрение BIM-технологий (Building Information Modeling) в строительстве приводит к снижению финансовых затрат на 15-20% за счет оптимизации процессов и точности расчетов, связанных с поставками материалов.

 

Экономить воду и электроэнергию позволят интеллектуальные системы в ЖКХ. Использование таких систем в сфере общественного транспорта приведет к прозрачности финансовых операций по оплате и, конечно, сделает передвижение по городу комфортнее. Цифровизация управления (включая стратегическое и территориальное планирование, программирование и бюджетирование) сделает эффективным использование ресурсов, а также позволит воплощать в жизнь инвестиционные проекты в 10 раз быстрее.

Если провести внедрение технологий по обозначенным четырем направлениям в российском миллионнике, то город сможет сэкономить, по приблизительным оценкам, в 1,5-2 раза больше от текущего состояния. Разумеется, в городах с меньшим населением в силу ограниченности рынка эффекты будут меньше в абсолютных числах, но от этого не менее заметны для жителей.

Кто оплатит цифровизацию

К сожалению, стоит признать, что Россия в части развития «умных городов» значительно уступает ведущим мировым экономикам. Существующие в стране проекты преимущественно связаны с точечной цифровизацией и интеллектуализацией отдельных городских сервисов и инфраструктур. Возможно, поэтому в рейтинге Smart Cities Index от EasyPark за прошлый год фигурируют только Москва и Санкт-Петербург, которые занимают 77-е и 88-е места соответственно.

 

Тем не менее запрос на комплексные интеллектуальные решения формируется в разных частях страны, а сама реализация концепции «умного города» начинает восприниматься как элемент более масштабной инициативы по формированию в России цифрового общества и экономики.

Выбор оптимального сценария цифровой трансформации во многом зависит от целей, которые перед собой ставит город, а также от стартового уровня технологического развития и цифровизации городского хозяйства. Сейчас мы видим три возможных сценария в отношении разного типа городов. Они различаются в зависимости от того, кто является основным интересантом, субъектом и «инвестором» процессов интеллектуализации и цифровизации.

Такими игроками могут быть бизнес, органы местного самоуправления, объединения различных стейкхолдеров (консорциумы, граждане и их объединения и т.п.). В зависимости от основного субъекта будет меняться и базовый мотив для реализации концепции «умного города» и внедрения технологий. Это может быть установка на снижение издержек и экономию (в случае если основной субъект — городская администрация), либо на получение прибыли и расширение рынков сбыта (в случае если основной субъект — бизнес).

Так, для двух столиц и других городов-миллионников можно предложить децентрализованную модель «умного города». Здесь интересантов будет много, при этом каждый из них готов вносить свой вклад в цифровизацию и координировать их будут органы местного самоуправления. Сам процесс будет проходить сразу в нескольких сегментах и в конечном счете позволит заметно повысить инвестиционную привлекательного города.

В крупных и средних городах разумно применять централизованную модель перехода к концепции «умного города».  Здесь, как следует из названия, инициатива по цифровизации исходит от местной или региональной власти, которая сосредотачивает ресурсы и грамотно их перераспределяет. Она же остается и главным «держателем» платформ, открывая при этом для других акторов (бизнеса и горожан) возможность пользоваться экосистемой и получать от нее максимальную выгоду.

 

Средние и малые города, в которых ресурсов для быстрой и эффективной трансформации недостаточно, могут опираться на модель локальных действий, когда цифровому переходу подвергаются отдельные, наиболее проблемные инфраструктурные сектора или сферы городской экономики.

Внедрение технологий «умного города» невозможно без институциональных преобразований. В первую очередь, конечно, они должны быть связаны с совершенство­ванием нормативно-правовой базы. Так, ряд технических норм и стандартов до сих пор прямо ограничивают применение передовых технологий в сфере градостроительства и ЖКХ, устаревшие СНиПы, например о строительстве объектов социальной инфраструктуры, фактически консервируют технические решения предыдущих поколений.

Чтобы сделать сложные и качественные технологические решения более популярными, должны быть созданы специальные финансовые инструменты, которые можно было бы применять в государственно-частном партнерстве. Это могут быть более длинные кредитные финансовые ресурсы, более четкие гарантии со стороны региональных и муниципальных органов власти, существенные налоговые преференции и так далее.

Ну и, безусловно, говорить об «умных городах» бессмысленно, пока не «поумнеет» госуправление — необходимо стимулировать муниципальные и региональные органы власти для реализации цифрового перехода. Эти стимулы должны быть связаны, прежде всего, с тем, чтобы бюджетная эффективность, сформированная при реализации данных проектов, оставалась в городе/регионе и использовалась  муниципалитетом для собственных нужд.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+