К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Бизнес против инноваций. Почему в России отложили переход на онлайн-кассы

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Почти 250 000 индивидуальных предпринимателей и бизнес-структур получили право не переходить на онлайн-кассы. На протяжении последнего года власти настаивали на том, что компании в сфере торговли и общепита обязаны установить новые аппараты с 1 июля 2018 года. На финальном этапе в закон внесли множество исключений

Прямо сейчас российский малый бизнес находится на пороге второй волны цифровизации. 1 июля 2018 года в силу вступил закон, который обяжет индивидуальных предпринимателей (ИП) и частные предприятия пользоваться так называемыми онлайн-кассами для приема платежей от клиентов.

Онлайн-кассы — это особый вид контрольно-кассовой техники (ККТ), которая может в режиме реального времени передавать информацию обо всех транзакциях в налоговую. Такие устройства в первую очередь нужны налоговым органам. Постоянный контроль над платежами позволяет отследить все переводы денег, а значит, максимизировать налогооблагаемую базу: чем больше прозрачности для налоговиков, тем легче следить, все ли сборы уплатил предприниматель.

Разговоры о массовой установке онлайн-касс для компаний в сфере торговли и общепита длятся больше года: бизнесменов заранее предупредили, что к 1 июля 2018 года им придется установить новое оборудование. Закон должен был затронуть 1 млн компаний.

 

На практике переход на онлайн-кассы будет куда менее глобальным. Как минимум 250 000 ИП и малых компаний получили по крайней мере годовую отсрочку: 27 июня Совет Федерации одобрил ряд ключевых для бизнеса поправок, принятых ранее депутатами Госдумы в третьем, окончательном чтении. Эти поправки позволят в очередной раз отложить массовое обеление и цифровизацию российского бизнеса.

Кто получил отсрочку

Согласно последним изменениям, кассовые аппараты можно будет не применять при торговле молоком и питьевой водой на розлив. От онлайн-касс освободили также торговцев мороженым, бумажными газетами и журналами. Агрегаты не придется закупать и авиакомпаниям: продажи на борту воздушных судов теперь не попадают под действие закона.

 

Естественно, послабления коснулись и бизнеса на защищенных территориях правоохранительных органов: ФСБ, СВР и ФСО. Парламентарии предсказуемо решили, что идентификация местных предпринимателей по месту продаж может вызвать нежелательный эффект для силовых структур, а ценность защиты информации превалирует над налоговым потенциалом расчетов через ККТ.

Льготу получили владельцы механических торговых автоматов и ряд предпринимателей с патентной системой налогообложения (ПСН). К примеру, ИП, оказывающие парикмахерские и косметические услуги, занимающиеся автомобильными грузовыми и пассажирскими перевозками или ремонтом компьютеров и бытовой техники, получили годовую отсрочку.

Это означает, что их переводят в блок третьего этапа «кассовой реформы», который начнется 1 июля 2019 года. До этой даты отложили и обязательное применение онлайн-касс при продаже билетов кондукторами в общественном транспорте и оплате услуг ЖКХ.

 

Чего боится бизнес

Есть основания полагать, что новые изменения — далеко не все послабления, на которые может рассчитывать российский малый бизнес. Недавно бизнес-омбудсмен Борис Титов представил президенту России Владимиру Путину предложение разрешить малому бизнесу использовать мобильное приложение вместо онлайн-касс как отдельных устройств.

Причина в том, что ряд предприятий, прежде всего микробизнес, нуждаются в более простых и менее затратных технологических решениях. В своем докладе омбудсмен в числе прочего говорит, например, о рисках приостановки работы микропредприятий в случае выхода из строя ККТ, особенно если у предпринимателя всего одна торговая точка. Касса регистрируется на конкретное лицо и точку продажи, поэтому сложно представить быстрое решение этой проблемы.

Техническое обслуживание или починка онлайн-касс (как более сложных ККТ нового поколения) для малого бизнеса также довольно затратны. Причем все эти проблемы возрастают по мере удаления от крупных городов.

Как бы то ни было, список предприятий, которым будет вменено использование онлайн-касс, все еще уточняется и, вероятно, расширится. Очевидно, что сторонам придется соблюсти баланс интересов. С одной стороны, Федеральная налоговая служба (ФНС) заинтересована в увеличении количества предприятий с прозрачным налогообложением. С другой стороны, аппарат уполномоченного надеется уменьшить число бизнес-сегментов, попадающих под действие правил об онлайн-кассах.

От касс к мобильным приложениям

Бизнес-омбудсмен предлагает или освободить от онлайн-касс полностью, или предложить упрощенное решение в виде мобильных приложений предприятиям сферы услуг, попадающим в список из 170 видов экономической деятельности (согласно классификатору ОКВЭД). В России такие компании составляют существенную долю от общего числа предприятий.

 

В случае принятия таких поправок количество ИП и предприятий, которые будут иметь основания, для того чтобы использовать мобильное приложение вместо онлайн-ККТ, достигнет 750 000. Разработка таких приложений — отдельная технологическая задача, которая может потребовать времени на реализацию.

Как показывает практика, нагрузка на бизнес повышается прямо пропорционально увеличению прозрачности рынка. Достаточно вспомнить, что внедрение системы ЕГАИС оплатили сами бизнесмены, а в прошлом году в России стартовал проект по обязательной маркировке меховых изделий. За ними последуют и другие категории товаров, в том числе одежда и обувь. А значит, российскому бизнесу придется снова искать средства на покупку и ремонт очередного класса техники.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+