Футбол без экономики. Почему рост авторитета России не измерить деньгами
На Никольской поют и пляшут болельщики в бело-голубых игровых футболках. Их человек пятьдесят, и это не веселые московские динамовцы, а расслабленные и уже счастливые фанаты сборной Аргентины. Татуированные с головы до ног и раскрашенные индейцы в перьях танцуют и бьют в барабан у станции метро «Спортивная» — перед путешествием в Саранск на первый матч своей сборной колумбийцы решили оттянуться в Москве. Одухотворенным алкоголем мексиканцам немного мешают обняться надетые на них сомбреро диаметром с метр.
На платформе МЦК «Шелепиха» смуглые мужчины растягивают зеленый флаг с белой арабской вязью и саблей. Они в арабских головных платках и белых плащах-халатах, но что-то в их облике смущает. Ну конечно: манжеты на рукавах их дишдаш сшиты как у традиционной мужской сорочки и украшены запонками с увесистыми камнями. Через три часа сборная Саудовской Аравии сыграет в матче открытия чемпионата мира со сборной России.
Чемпионат мира впервые и, я уверен, на нашем веку в последний раз проходит в России, решение об этом ФИФА приняла еще в 2010 году — до второго украинского майдана и развертывания полномасштабной войны в Сирии. При сегодняшних отношениях России с Западом невозможно даже представить, чтобы нашей стране отдали проведение ЧМ. Лозунг «Спорт — вне политики» хорош только для трибун международных спортивных функционеров, но на футбольных трибунах все все понимают.
Тем не менее ЧМ должен изменить отношение к России, по крайней мере отношение простых и не очень простых болельщиков. За неделю до начала ЧМ ФИФА продала на матчи 2,4 млн билетов, россияне купили 872 000, а на втором месте американцы (89 000), хотя их сборная не будет выступать в России, третьими стали бразильцы (72 000), потом колумбийцы (65 000) и немцы (62 000).
Современные стадионы, продуманная логистика, даже кассиры в метро, говорящие на английском, — все это дорогого стоит. За организацию чемпионата уже не стыдно. И карнавал на улицах с участием болельщиков из десятков стран, всеобщие братания и совместные фото сделают для имиджа России больше, чем сотни постов официальных лиц в соцсетях.
И экономика мероприятия тут вторична, деньгами (на ЧМ потрачено 678 млрд рублей — частных и государственных) не измерить рост авторитета России и уважения к ней в мире. И пусть рубль во время ЧМ не укрепится на 2% (из-за глобального оттока капитала с развивающихся рынков и ожидания новых санкций), как это всегда бывает с валютой страны-организатора, и пусть ВВП России вырастет благодаря турниру всего на 1% c 2013 по 2018 год.
Зато Россия в первом матче разгромила Саудовскую Аравию 5:0. И Владимир Путин после голов сочувственно разводил руками и жал руку принцу саудитов Мухаммеду бин Салману. Если бы из нашей группы в следующий этап турнира вышли Россия и Саудовская Аравия, то соглашение ОПЕК+ стало бы вечным нефтяным союзом. Хотя и так нормально — Путин и принц остались довольны друг другом.