К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Дыры в бюджете. Как налоговый маневр разгоняет рост цен на бензин

Фото Артема Геодакяна / ТАСС
Фото Артема Геодакяна / ТАСС
Российские власти пытаются повысить сборы с нефтегазовых компаний, продающих топливо, но вместо этого создают условия для бесконтрольного удорожания бензина на внутреннем рынке

Налоговый маневр в нефтяной отрасли завершится в ближайшее время. Процесс заключается в поэтапном, в течение 2019–2024 годов, снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты до нуля с одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении нефти. В итоге фискальные сборы с нефтяного сектора должны увеличиться, в результате чего госбюджет сможет претендовать на дополнительные доходы.

Предвидев этот сценарий, вертикально-интегрированные нефтекомпании принялись отыгрывать потери. Они начали резко поднимать цены на внутреннем рынке топлива — с середины марта их еженедельный рост стал беспрецедентным. Это спровоцировало протесты населения в регионах.

В результате правительство занялось пересмотром акцизной политики. В конце мая на время приняли оперативное решение о понижении акцизов. Кроме того, правительство отказалось от плановой индексации ставок с 1 июля.

 

Продолжается проработка и системных мер: Минфин согласился на предоставление обратного акциза для нефтепереработки. Получить такой акцизный бонус смогут только нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), поставляющие на внутренний рынок бензин в объеме не менее 10% от первичной переработки.

При этом предприятиям «Роснефти» и «Новатэка» как санкционным компаниям власти предоставили возможность получить обратный акциз, даже не выпуская бензин. Воспользоваться этим шансом компании смогут, только если выполнят критерий поставок топлива внутренним потребителям.

 

Отрицательный акциз дополнят и так называемым плавающим акцизом. Он должен частично сглаживать влияние на внутренний рынок нефтепродуктов колебание цен на нефть и курса рубля.

Суть механизма в том, что если экспортная премия для бензина и дизельного топлива превысит их биржевые цены в России, то нефтяникам компенсируют половину разницы из бюджета.

Предельный размер разницы — 3000 рублей на тонну. Таким образом, максимально субсидия не превысит 1500 рублей на тонну. Но, скажем, в мае по бензину «разрыв» между внутренней и экспортной ценами мог составлять до 8000 рублей на тонну.

 

Позднее стало известно, что Минфин дополнил законопроект преференциями для ряда заводов, удаленных от экспортных рынков. Речь может идти об НПЗ в Поволжье, на Урале и в Сибири. Предприятия получат на только возвратный акциз, но и повышающие коэффициенты для него.

За счет налогового маневра Минфин изначально рассчитывал получить в федеральный бюджет прибавку в размере до 1,6 трлн рублей. Вариант с субсидией для НПЗ предполагает, что в итоге поступления в госказну снизятся примерно на 20% от расчетной суммы.

Кроме того, Минфин зафиксировал в документе изначально прописанные в бюджете ставки акцизов на топливо с 2019 года, что означает их рост с текущего уровня. Это выглядит весьма странным на фоне решения о понижении ставок с 1 июня 2018 года.

В ведомстве противоречие объясняют тем, что документ остается предварительным и финальной резолюции по вариантам завершения налогового маневра, в том числе по уровню акцизов в следующем году, на данный момент еще нет.

Ясно одно: сложная акцизная политика, предложенная Минфином, не решает проблему роста цен на нефтепродукты внутри страны. А желание властей залатать дыры в бюджете за счет утяжеления фискального гнета на нефтяные компании при сохраняющемся олигопольном укладе на национальном рынке топлива создает комфортные условия для нового витка цен.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+