К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Идеологический вакуум. Почему в России нет настоящих партий

Фото Владимира Андреева / URA.ru / ТАСС
Фото Владимира Андреева / URA.ru / ТАСС
Последние 15 лет межпартийная борьба в России напоминает междусобойчик с заранее известным результатом. Так происходит из-за того, что партии оказываются не в состоянии сформулировать отличия собственной идеологии от платформ других блоков. С развенчанием советского мифа в России образовалась острая нехватка объединяющих смыслов

Успешная политическая партия строится на трех основных элементах – идеология, стратегия, польза для общества и государства. Ценность или польза партии для общества определяет спрос на членство в такой партии через удовлетворение спроса граждан на участие в общественной жизни. Стратегия определяет постоянное долгосрочное развитие.

Благодаря поддержке общества и активной стратегии партия накапливает ресурсы. Но если у такой партии нет ясного видения, за которое отвечает идеология, то вместо роста партии оказываются в состоянии стагнации, то есть в той же парадигме проблем, что и прежде.

Для по-настоящему работающей политической партии идеология стоит во главе угла. Это некая сила, определяющая успешное будущее членам партии и, в конечном итоге, обществу в целом. Если у партии отсутствует идеология, то такую партию качает из стороны в сторону. У подобных структур мало надежд на рост членства и увеличение своего влияния.

 

В чем проблема

Российские политические партии давно не растут в размерах. Они не привлекают новых сторонников, а вместо долгосрочного развития размениваются на краткосрочные задачи. До сих пор ни одна из российских партий не сформулировала свою идеологию в том понимании, которое соответствует современным требованиям развития политики. Между тем такие партии, как ЛДПР, КПРФ и «Яблоко», существуют с 1993 года и имели достаточно времени для создания идеологических доктрин.

«Яблоко» одной из первых попыталась сформулировать свою идеологию в 1995 году. В тот момент их политическая платформа умещалась в постулат «проведение реформ в интересах большинства населения». Такие общие фразы вряд ли можно назвать идеологией — ни в девяностых, ни сейчас.

 

ЛДПР последние 15 лет декларирует одни и те же «10 пунктов программы Жириновского». Эти пункты остаются программой, которая не определяет реальное развитие партии. «Единая Россия» вообще определяет свою позицию исходя из ситуации и срочности задач. О ясно сформулированной идеологии здесь речи не шло никогда.

КПРФ формулирует свою идеологию на противопоставлении капитализму, то есть форме рыночных отношений. Это не делает ни партию, ни общество, ни страну сильнее. Наконец, «Справедливая Россия» имеет только неясную программу и вовсе не имеет ясной идеологии. Можно предположить, что у российских партий нет четкого понимания сущности и функций идеологии, что не позволяет им формулировать стройные идеологические концепции.

Как работает партийная идеология

Идеология — это отдельное и крайне важное измерение существования и деятельности политической партии. Она определяет долгосрочную психологическую и культурную стратегию развития партии.

 

Чем больше организация, тем сложнее ей управлять, будь то крупная корпорация или политическая партия. Политическое, экономическое и социальное влияние партии может быть настолько велико, что зачастую превосходит масштаб небольшого государства.

Например, «Единая Россия» насчитывает более двух млн членов, что сопоставимо с населением Словении или Македонии. ЛДПР состоит почти из 300 000 членов — это немногим меньше населения Исландии. Почти равные по размеру «Справедливая Россия» и КПРФ сравнимы с населением островного государства Сент-Люсия в Карибском море — численность колеблется вокруг отметки в 160 000 человек. Даже такую маленькую партию, как «Яблоко» с 28 000 членов, можно сравнить с Республикой Сан-Марино.

Практически невозможно построить большую организацию без потери части культурных связей между ее членами. Это обуславливает необходимость наличия некого стержня, который будет крепко связывать все культурные, нравственные и психологические факторы, определять одновременное развитие всей организации. Эту роль берет на себя идеология, отвечающая за развитие гармоничных и продуктивных отношений между партией и ее членами.

По сути, идеология — это культурно и психологически обусловленное соглашение между организацией и ее членами о долгосрочных целях развития и способах достижения этих целей. Чем сильнее такое соглашение, тем сильнее партия. Отсутствие идеологии означает, что договоренностей между партией и членами не существует.

Идеология считается полноценной, если она выполняет пять важных функций — формирование будущего, вера в организацию, легитимность, привлечение сторонников и единое понимание.

 

Формирование будущего

Формирование будущего можно назвать главной идеологической задачей и функцией идеологии. Для достижения долгосрочного результата необходимо подготовить людей так, чтобы их взгляды, компетенции и качества соответствовали тем важным для страны задачам, которые будут достигнуты через десять-двадцать лет.

Идеология как психологическая часть стратегии развития определяет, какими должны стать люди к моменту достижения поставленных целей. На академическом языке это называют развитием человеческого капитала.

При этом нужно помнить, что мир постоянно меняется и необходимость учиться есть всегда — в противном случае организация перестает быть конкурентоспособной. Сильная идеология определяет готовность каждого члена организации постоянно учиться, развиваться и стимулировать это стремление в других. В идеальном мире ни одной партии не нужны безграмотные или некомпетентные представители.

Вера в организацию и ее цели

Стремление вступить в партию исходит от готовности принимать ключевые идеологические тезисы партии. Становясь членами партии, люди хотят получить чувство принадлежности к чему-то большому. В то же время, они стремятся чувствовать себя уважаемым в сообществе людей с одинаковыми взглядами. Идеология отвечает за функцию «вера в организацию и ее цели», без которой немыслимо построение сильного политического движения.

 

Идеология строится на необходимости объединять и усиливать разрозненные части организации, усиливать социальные и операционные связи между всеми отделениями и отделами. Общее понимание помогает фокусировать членов на выполнении стратегических задач и эффективного контролировать работу партии. Этого можно достичь через предложение эффективного и важного для всех набора социальных и культурных идей. Эти идеи объединяют интересы всех членов партии, их нравственные ценности и сознательный выбор взаимодействия во имя общих целей.

Идеология дает ей членам чувство единства с партией и ее целями, то есть чувство принадлежности к чему-то намного большему, чем сам человек и его личные интересы. Что происходит на деле? Переход из партии в партию – нередкое явление в современной России. Это наглядно показывает недостаток веры в свои организации.

Легитимность

Идеология является целью сама по себе. Она играет инструментальную роль в установлении власти, полного контроля над организацией и объяснении легитимности и превосходства этой власти. Иными словами, четко сформулированные идеи усиливают иерархические отношения. Ключевые параметры идеологии неизбежно определяют высшие руководители партии.

Набор ясных и взаимосвязанных убеждений, признанных всеми членами партии, помогает обосновать сам смысл существования партии. С одной стороны, идеология определяет принципы единого понимания причинно-следственных связей. С другой стороны, идеология регулирует поведение и действия руководителей и функционеров партии.

 

Например, перемены, происходящие в руководстве «Яблока», выглядят как попытка подмены действий и развития банальной сменой декораций. Усилят ли происходящие перестановки эффективность партии, остается вопросом.

Привлечение сторонников

Идеология должна привлекать поддержку общества и тех, кто не является ее формальными членами. Если люди не считают идеологию партии социально значимой и соответствующей их взглядам, то они никак не отреагируют на политическую повестку.

«Солдатской» кашей на митинге невозможно привлечь сторонников на долгосрочной основе. Оплаченное участие в демонстрациях тоже ничего не стоит. Между тем перед любой партией, включая партию власти, всегда стоит острая необходимость наращивать численность как основной инструмент легитимности.

Язык и единое понимание

Каждую большую организацию можно рассматривать как социальную форму с едиными характеристиками принадлежности, идентичности и подчинения. Как следствие, политическая организация должна формировать свой собственный язык для определения и описания ролей, понятный всем членам партии.

 

При этом нужно учесть, что партии действуют в различных регионах и условиях, что может вызывать трудности с единым пониманием одинаковых терминов и понятий. Одни и те же слова могут пониматься по-разному людьми из разных народов и культур. Например, в российском контексте можно столкнуться с разницей в восприятии коррупции в Москве, Архангельске и Дагестане.

Разница в понимании имеет прямое влияние на то, как люди понимают структурную иерархию, формальности и процедуры, какое поведение считается допустимым, а какое нет, и как действия партии воспринимаются на местах. Такое непонимание может вызвать серьезные конфликты как внутри партии, так и в среде сторонников.

В качестве психологического и культурного стержня идеология объединяет разрозненные части организации в единую силу. Если удалить этот стержень, то организация распадется на кусочки, очень быстро потеряет организованность и перестанет существовать.

Период первичного становления политических партий в России прошел; теперь обществу необходимо их полноценное развитие. Какие бы усилия не прикладывались, реальную пользу обществу и стране может принести только партия с сильной идеологией, целенаправленно действующая на благо людей. Идеология — это подлинная мягкая сила, которая влияет на всех членов партии, а также на все общество в целом. В конечном итоге именно за счет партий общество становится социально активным и находит способы двигаться вперед.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+