В начале недели к большому недовольству многих производителей запчастей для самолетов руководство корпорации Boeing объявило о начале сотрудничества с компанией Safran. Совместно с Boeing французская компания будет производить вспомогательные силовые установки.
Стоит отметить, что Boeing уже давно пытается реорганизовать свою цепь поставок. Тем не менее данное сотрудничество — неожиданный поворот событий.
Пока что все усилия компании вылились только в увеличение давления на поставщиков запчастей, которые были вынуждены снизить стоимость продукции. Кроме того, компания Boeing перешла на самостоятельное производство абсолютно несопоставимых друг с другом деталей, например, сидений, крыльев и авионики, то есть бортового электронного оборудования.
Какие детали компания Boeing смогла бы самостоятельно производить в будущем? «Все гораздо серьезнее, чем можно себе представить. Руководство Boeing обновляет цепь поставок. Степень вертикальной интеграции будет только увеличиваться», — заявил Кевин Майклс, управляющий директор консалтинговой компании AeroDynamic Advisory.
По словам Майклса, специалисты Boeing основательно прорабатывают вопрос самостоятельного производства запчастей и комплектующих для самолетов. При этом они оценивают каждый элемент конструкции самолета по следующим критериям. Важна ли эта технология в стратегическом отношении, и стоит ли Boeing взять контроль над ее производством? Насколько выгодно Boeing приобретать подобные детали у поставщиков? Позволит ли самостоятельное производство этих деталей увеличить доходы компании в сфере послепродажного обслуживания?
Вполне вероятно, что Boeing будет самостоятельно производить три группы комплектующих.
Планер самолета
При производстве пассажирского самолета Boeing 787 Dreamliner компания минимизировала объем изготовления деталей на своих заводах. Таким образом, 65% планера, то есть конструкции самолета без силовой установки, производились поставщиками из США, Европы и Японии. Результат: годы хаотичного производства и задержки поставок. Компания Boeing была вынуждена выкупить несколько компаний-поставщиков, в том числе двух производителей фюзеляжей. Что касается новых самолетов Boeing 777x, то крылья для них компания будет производить уже на собственных заводах.
На очереди могут быть двери и иллюминаторы, носовые части фюзеляжа, пилоны подвески двигателя, капоты вентилятора, конусы реактивного сопла и сами сопла, убежден Майклс.
Появившиеся в феврале слухи о сделке по приобретению компании Woodward не подтвердились. Woodward производит реверсивные устройства, то есть системы, создающие обратную тягу, благодаря которой реактивный самолет можно остановить на взлетно-посадочной полосе. Теперь же Boeing может рассмотреть возможность самостоятельного производства таких реверсивных устройств. К поставщикам, которые могут понести убытки, относятся американские авиастроительные компании Spirit AeroSystems и PPG Aerospace, а также французская компания Latecoere.
Бортовые системы электроснабжения
Генераторы современных реактивных самолетов вырабатывают невероятные объемы электричества. Так, на борту Boeing 787 Dreamliner вырабатывается 1,4 МВт электроэнергии — достаточное количество для снабжения электричеством сотен домов. Вспомогательные силовые установки, которые обеспечивают самолеты энергией на стоянках и запускают двигатели, производят примерно 30% этой электроэнергии.
Со стороны Boeing создание совместного предприятия с Safran по производству вспомогательных силовых установок — вполне разумный ход. Особенно в виду того, что вскоре самолеты будут оснащаться гибридными двигателями, а французская компания проводит исследование тепловыделяющих элементов. По словам Ричарда Эппса, директора консалтинговой компании Counterpoint Market Intelligence, дальнейшее развитие систем электроснабжения тоже имеет смысл.
Кроме того, компания Boeing могла бы начать производство систем управления полетом и оборудования для диспетчерских пунктов, считает Кевин Майклс. Компания уже взяла на себя ответственность за разработку шасси Boeing 777x и вполне могла бы производить подобные комплектующие на своих заводах.
К поставщикам, которые могут понести убытки, относятся американские компании Honeywell и United Technologies, а также французская Safran Landing Systems.
Авионика
Компания Boeing создала подразделение для разработки авиационного электронного оборудования, но представители компании не раскрыли информацию о том, чем именно подразделение будет заниматься. По мнению Кевина Майклса, специалисты Boeing могут разработать особую систему управления полетом. Она будет представлять собой бортовой компьютер, которым пилот будет пользоваться для навигации и управления автопилотом. Данные о маршруте самолета уже будут внесены в систему. Также речь идет о разработке общей бортовой системы, в которую будут включены отсеки для электронного и радиосвязного оборудования.
К поставщикам, которые могут понести убытки, относятся американский производитель авионики Rockwell Collins, которого этим летом приобретет компания United Technologies, и корпорация General Electric.
Что же Boeing оставит поставщикам? Кевин Майклс считает, что интерес компании к разработке авионики ограничен лишь дорогостоящим авиационным электронным оборудованием: «Я не думаю, что в будущем кабины пилотов Boeing будут полностью оснащены оборудованием, произведенным только на заводах компании. Нет никакого смысла инвестировать в обычные дисплеи».
К чему это приведет
Самостоятельное производство деталей, за поставку которых борется несколько конкурирующих между собой поставщиков, не принесет Boeing больших прибылей. В число таких деталей входят гидравлические системы, колеса и тормоза.
По мнению специалистов, компания Boeing пока что не готова производить двигатели на своих заводах. «Это требует огромных инвестиций. Компании придется распределить расходы между несколькими программами производства реактивных самолетов», — заявил Ричард Эппс.
Благодаря полному портфелю заказов и высокому оборотному капиталу компании увеличение объемов самостоятельного производства деталей позволит Boeing ужесточить контроль, сократить циклы разработки, а также более быстро и эффективно производить самолеты. Доходы от продаж запчастей также увеличатся, поскольку компания планирует почти втрое увеличить ежегодную стоимость обслуживания самолетов, которая в таком случае будет составлять $50 млрд.
Потенциальный недостаток такого производства: больше инвестиций из активов самой компании, а не от поставщиков. Это значит, что Boeing будет подвержена большим рискам в случае спада деловой активности. Компания также может упустить инновации, которые могут появиться в результате конкуренции нескольких поставщиков. Есть и опасность того, что Boeing может вынудить некоторых поставщиков уйти с рынка и стимулировать консолидацию сектора.
По словам Ричарда Эппса, компания Airbus тоже вынуждает поставщиков снизить цены на их продукцию. «Мы не видим расширения цепи поставок, которого, казалось бы, можно было ожидать ввиду развития авиационной промышленности», — заявил он.
Кевин Майклс добавил: «Маятник сейчас качнулся в другую сторону, противоположную Boeing 787 Dreamliner. Надеюсь, что компания сможет найти золотую середину».
Перевод Полины Шеноевой