К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Иностранный легион: сколько Россия заработает на болельщиках чемпионата мира-2018

Фото Сергея Фадеичева / ТАСС
Фото Сергея Фадеичева / ТАСС
Forbes разбирается, фанаты каких сборных потратят в России больше всего

Финансовую успешность чемпионата мира определяет множество факторов: географическое положение и состояние экономики принимающей турнир страны, размеры стадионов и общий интерес публики к событию. Но не менее важен и состав участников турнира — уровень жизни и внимания к футболу в этих странах, а также наличие диаспор в стране-хозяйке.

Простой пример: за путевку в Россию-2018 в североамериканской отборочной зоне боролись сборные США и Панамы. Понятно, что приезд первой команды — это гораздо больше платежеспособных болельщиков и потенциальных доходов для организаторов. Однако в итоге на турнир прибудут загадочные панамцы, а американцев ожидается меньше, чем могло быть.

Откуда приедут болельщики

Сложносочиненная билетная программа чемпионата мира стартовала в сентябре 2017-го, а за неделю до начала турнира было реализовано более 2,4 млн билетов. Топ-10 стран по количеству купленных билетов выглядит так:

 

1. Россия — 871 797
2. США — 88 825
3. Бразилия — 72 512
4. Колумбия — 65 234
5. Германия — 62 541
6. Мексика — 60 302
7. Аргентина — 54 031
8. Перу — 43 583
9. Китай — 40 251
10. Австралия — 36 359

Лидерство хозяев турнира — обычное дело. Стоит отметить второе место американцев: их в два с лишним раза меньше, чем на чемпионате-2014 в Бразилии, но все-таки немало. Это еще раз свидетельствует о футбольном буме в Штатах. Ведь рейтинги европейского футбола там — не меньше, чем у местной МЛС. Отсюда и желание посмотреть на мегазвезд уровня Роналду и Месси, которые в Америку пока не доехали.

 

Похожая история — с Китаем. Местные болельщики тоже приедут смотреть на классный футбол, а не поддерживать свою команду — китайская сборная не выходила на чемпионат мира с 2002 года.

Удивительно, но в десятке только две европейские страны — Россия и Германия. Немецкие болельщики — почти константа для топ-турниров. Для тамошних поклонников футбола съездить на чемпионат мира — не слишком накладно для бюджета и почти всегда приятно: немцы не пропускают первенство планеты с 1954 года.

В топ-10 нет англичан, и это можно объяснить исключительно политической напряженностью и «делом Скрипаля». Негатив в английских СМИ, помноженный на сокрушительное поражение от российских ультрас в драке в Марселе на Евро-2016, — и лишь скромные 32 362 билетов записаны на Англию.

 

Для сравнения: 4 года назад англичане с 57 000 билетов были на пятом месте. Хотя до Бразилии гораздо дальше. Вместе с англичанами из десятки вылетели и французы (у них в Бразилии было почти 35 000).

Если говорить о динамике продаж, то в первой фазе в десятку без учета россиян с неплохим результатом (почти 14 000) вошли поляки. А во второй в топ-10 пробрались индийцы (4500).

Вообще перестановки внутри десятки по сравнению с минувшим первенством планеты пока не слишком большие. В 2014-м она выглядела так:

1. Бразилия — 1 363 000
2. США — 197 000
3. Аргентина — 61 000
4. Германия — 59 000
5. Англия — 58 000
6. Колумбия — 54 000
7. Австралия — 52 000
8. Чили — 39 000
9. Франция — 35 000
10. Мексика — 34 000

Мимо чемпионата мира-2018 пролетела сборная Чили — это, безусловно, потеря. Но вместо них — впервые за 36 лет на турнир пробились перуанцы. Однако, пожалуй, чилийцы ценнее в плане покупательской способности.

 

Кто потратит больше

Довольно трудно подсчитать, сколько тратит на чемпионате мира средний представитель каждой страны. Однако перед турниром-2014 это попыталась сделать авторитетная нидерландская финансовая компания ING. Она задала более 8 000 болельщиков из 15 стран вопрос: сколько вы готовы потратить на атрибутику? Таблица ответов получилась такая (в евро):

1-2. Аргентина — 48
1-2. Россия — 48
3. Бразилия — 40
4. Чили — 38
5. Италия — 32
6. Испания — 31
7. Южная Корея — 29
8-9. Германия — 17
8-9. Австралия — 17
10-11. Франция — 16
10-11. Англия — 16
12. Португалия — 15
13-14. Бельгия — 12
13-14. США — 12
15. Голландия — 5

Исходя из этой таблицы, особенно ощутимыми для России будут потери команд Чили и Италии. А вот голландцы и американцы не слишком щедрые ребята. И все же здесь трудно построить линейную зависимость. Скорее всего, потеря итальянцев и голландцев все-таки скажется. Ведь это сборные, за которые болеют не только соотечественники. К тому же фанаты Чили и Италии здорово поддерживают свои команды на трибунах и, что немаловажно, не агрессивны.

С другой стороны, те же перуанцы или панамцы способны потратить в России вообще все, что у них есть на счетах. Ведь трудно предсказать, когда в следующий раз их команды пробьются на чемпионат мира. Вполне возможно, что их щедрость компенсирует потерю европейских тяжеловесов.

 

В этом плане латиноамериканцы — уникальные люди. Многие из них копят четыре года, только чтобы поддержать свою команду на чемпионате мира. Не случайно сразу четыре страны оттуда — в топ-10 по билетам (плюс близкие им по футбольной культуре мексиканцы). Но и здесь есть нюансы — например, успешность продвижения сборной по турнирной сетке. Представьте, что будет с армией поклонников бразильцев, если их команда, например, не выйдет из группы.

Сколько Россия может заработать

По данным ФИФА, ЮАР во время чемпионата мира-2010 посетили 309 554 иностранных туриста, которые оставили в стране 3,64 млрд рандов (почти $480 млн). То есть в среднем каждый болельщик потратил порядка $1550. На южноафриканском первенстве были практически все топ-команды, привлекающие болельщиков. Посетовать можно было разве что на отсутствие шведов с Ибрагимовичем. Отметим, что по данным The Guardian изначально на чемпионате мира, исходя из квалифицировавшихся сборных, ожидали до 750 000 болельщиков, но фактическая цифра оказалась гораздо ниже. Сдерживающим фактором стала география: в ЮАР отовсюду далеко. Даже из африканских стран, попавших на тот турнир. От Кот-д'Ивуара и Нигерии до Кейптауна — как от Уругвая, а от Алжира — как от Австралии. А ведь в ЮАР отобралась еще и Новая Зеландия. Попадание на чемпионат мира Северной Кореи — тоже не ахти какое везение. Массового наплыва болельщиков оттуда пока ждать не приходится.

Очевидно, что статистика была бы пободрее, попади на турнир близлежащие Ботсвана, Мозамбик и Намибия. Но после их неудачи в отборочном турнире в третьей фазе продаж билетов соседи на троих не наскребли и 5 000 заявок — а ведь фактически купленных билетов обычно еще меньше. Зато американцы по сообщениям The Washington Post купили сразу 130 000 билетов — больше только хозяева. Это объяснимо: США тогда не только пробились в финальный турнир, но и имели вполне боеспособную команду — в ЮАР американцы сыграли вничью с Англией и вышли из группы. И если бы сборная США попала на турнир-2018, билетные цифры были бы сопоставимыми или даже большими.

Портал brandsouthafrica.com сравнил национальный состав туристов, посетивших страну в июне-2010 с аналогичным периодом в июне-2009. Исследование показало резкое увеличение из нескольких стран-участниц (на 15% из Великобритании, на 74% из Италии, на 166% из Франции). Причем цифры моментально рухнули, стоило этим командам вылететь из турнира. Зато успешное продвижение по турнирной сетке в последние 11 дней турнира вызвало лавину поклонников команд, сохранявших шансы на титул. К 1/8 финала немцев было больше на 95,9%, голландцев — на 33,1%, испанцев — на 196,9%. К полуфиналам соотношения еще выросли — из Германии приехало на 109% больше по сравнению с предыдущим годом, из Голландии — на 164%, из Испании — на фантастические 415%!

 

В Бразилии-2014 скачок потока туристов по данным The Mirror был внушительным — 1 018 876 в июне-2014 по сравнению с 350 025 годом ранее, хотя прогноз был гораздо скромнее (600 000). По оценке Yahoo, каждый из них потратил в Бразилии порядка $2500 — почти на $1000 больше, чем в ЮАР. CNN оценивала приблизительные затраты среднего болельщика даже выше — от $3000. Случилось предсказуемое увеличение потока из футбольных стран. Например, из Великобритании приехало 217 000 туристов (на 78% больше, чем в то же время в 2013-м). Порядка 70% всех зарубежных визитеров прибыли на самолетах, 27,3% — на дорожном транспорте, остальные — по морю.

В России ожидают до 1,5 млн болельщиков из-за рубежа. На начало июня 2018-го заявки на получение Fan ID (документ, который дает право безвизового въезда в Россию в период чемпионата мира и обязателен для посещения стадиона) подали около 600 000 иностранцев.

Болельщики уже давно присматриваются к возможным тратам в России во время чемпионата мира. Сайт American Outlaws предлагал пакеты для болельщиков по $5400 — что за вычетом авиабилетов означает $3500-4000, потраченных на территории России. Сайт hullfinancialplanning.com предполагает, что самостоятельное путешествие в Россию из Далласа с тремя матчами (в Москве, Санкт-Петербурге и Казани) обойдется примерно в $10 000. Roadtrips.com предлагает 2 матча за $7645 с проживанием в стандартном номере и $9585 — в «делюксе» (7 ночей). На три игры расценки такие — $12095 и $15395 (12 ночей).

На tripadvisor.com советуют не ночевать в городах, где пройдут матчи: «Будьте готовы, что во время чемпионата мира цены будут гораздо выше, чем обычно. Чем платить $3000 за одну ночь в Саранске, лучше потратьте 2100 рублей ($35) и 2,5 часа — и переночуйте в Пензе». The Independent рассказал историю про рост цен на 18000% в некоторых гостиницах: «Эксклюзивная сделка с лучшим соотношением цена/качество может оказаться палаткой на двоих в поле в девяти милях от стадиона за £63». В принципе, желание малого бизнеса заработать на топ-турнире совершенно логично. Всплеска цен на проживание и общепит не избежала ни одна страна, принимающая чемпионат мира. Вопрос всегда только в степени жадности хозяев.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+