Суд в Нидерландах арестовал голландские активы «Газпрома» в рамках выполнения решения Стокгольмского арбитража от февраля 2018 года, присудившего «Нафтогазу Украины» $2,6 млрд в споре с «Газпромом». Об этом говорится в сообщении, опубликованном во вторник, 5 июня, на сайте украинской компании.
Ходатайства об аресте долей российского газового монополиста в его дочерних компаниях и задолженности этих «дочек» были поданы на прошлой неделе. «Голландский суд удовлетворил эти ходатайства», — подчеркнули в «Нафтогазе».
Шесть из семи дочерних компаний «Газпрома» в Нидерландах отказались сотрудничать с судебными исполнителями. «Это никак не повлияет на арест», — заявили в украинской компании.
Ранее, 30 мая, представитель «Нафтогаза» Юрий Витренко сообщил, что арест активов «Газпрома» начался с акций российской компании в проектах по поставкам газа в Германию по дну Балтийского моря «Северный поток» и «Северный поток — 2» в Швейцарии.
В тот же день компания Nord Stream 2 AG, являющаяся оператором проекта «Северный поток — 2» из России в Германию, получила постановление о наложении обеспечительных мер в рамках взыскания с «Газпрома» средств по иску «Нафтогаза». Представитель компании заявил, что полученное постановление не окажет влияния на реализацию проекта «Северный поток — 2».
Как судятся «Газпром» с «Нафтогазом»
Два арбитражных спора «Газпрома» с «Нафтогазом» продолжались в Стокгольмском арбитраже несколько лет. Суд по одному делу — о долгах за газ — с июня 2014 по декабрь 2017 года. Суд по другому — по контракту на транзит — с октября 2014 по февраль 2018 года.
В декабре 2017 года и в феврале 2018 года арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма вынес решения по этим двум спорам. Стокгольмский арбитраж в целом удовлетворил требования «Нафтогаза» к «Газпрому», обязав российского монополиста выплатить украинской компании за недопоставку газа по транзитному договору $4,63 млрд. С учетом встречных требований сумма была снижена до $2,56 млрд. Требования «Нафтогаза» по увеличению тарифа на транзит газа суд отклонил.
«Газпром» заявил о дисбалансе в пользу Киева в решении суда. «Мы категорически против того, чтобы за наш счет решались экономические проблемы Украины. В такой ситуации продолжение действия контрактов для «Газпрома» является экономически нецелесообразным и невыгодным», — заявил по этому поводу глава российской монополии Алексей Миллер.
В начале марта 2018 года «Газпром» начал процедуру расторжения контрактов с «Нафтогазом» на поставку и транзит газа. Как пояснил 13 марта Миллер на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым, такой шаг необходим, чтобы избежать будущих штрафов за транзит через Украину в объеме менее 110 млрд куб. м в год.
Не платим, но резервируем
В марте «Газпром» обжаловал в суде Швеции решения Стокгольмского арбитража по спорам с «Нафтогазом». 5 июня председатель правления «Нафтогаза» Андрей Коболев пообещал применить все доступные законные средства и инструменты, чтобы добиться выполнения решения и получить от «Газпрома» присужденную сумму.
Стокгольмский арбитраж присудил выплатить «Нафтогазу» $4,63 млрд в виде компенсации за убытки, причиненные нарушением условий транзитного контракта. «Мы уже фактически получили $2,1 млрд, которые согласно решению по транзитному делу были зачислены как плата за газ, поставленный «Нафтогазу» «Газпромом» в 2014-2015 годах. Теперь мы работаем над тем, чтобы получить остальное», — приводятся в пресс-релизе слова Юрия Витренко.
Ранее зампред правления российской компании Андрей Круглов сообщил, что российская компания отразила в финансовой отчетности за 2017 год сумму в $2,56 млрд, зарезервированную для выплаты «Нафтогазу Украины» по решению Стокгольмского арбитража. Топ-менеджер не стал прямо отвечать на вопрос, готов ли «Газпром» выплатить «Нафтогазу» эту сумму. «Сейчас мы подали апелляцию в верховный шведский суд. Подождем решения», — отметил он.
Круглов подчеркнул, что отражение в отчетности суммы в $2,56 млрд для выплаты «Нафтогазу» не означает убытков для «Газпрома». «Это значит, что прибыль будет меньше. Убыток мы не покажем», — заявил зампред газового монополиста.