Президент России Владимир Путин подписал закон о контрсанкциях, который был подготовлен и принят Госдумой в ответ на ограничения со стороны США, вступившие в силу 6 апреля 2018 года.
Закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных штатов Америки и иных иностранных государств» опубликован в понедельник, 4 июня, на официальном интернет-портале правовой информации. Его целью декларирована защита интересов и безопасности России и ее граждан от недружественных действий США и иных иностранных государств, в том числе «выражающихся во введении политических или экономических санкций в отношении РФ, граждан РФ или российских юрлиц, в совершении других действий, представляющих угрозу территориальной целостности России или направленных на экономическую и политическую дестабилизацию РФ».
Документ был принят Госдумой в третьем, окончательном чтении 22 мая. 30 мая закон был одобрен Советом Федерации. Глава государства подписал его 4 июня. Закон вступает в силу в день официальной публикации.
Что написано в законе
Закон о контрсанкциях, подписанный Путиным, позволяет вводить ограничительные меры в отношении государств, организаций, находящихся под их юрисдикцией, а также должностных лиц и граждан. В первоначальной редакции законопроекта правительству предоставлялось право на 16 ответных мер. В окончательной редакции их осталось шесть.
Новый закон дает президенту России право запрещать или приостанавливать международное сотрудничество с недружественными иностранными государствами. Такие же запреты и ограничения он может вводить в отношении организаций, которые «прямо или косвенно» находятся под юрисдикцией недружественных иностранных государств.
Также глава государства может запрещать или ограничивать ввоз продукции или сырья организациями, которые находятся под прямой или косвенной юрисдикцией недружественных иностранных государств. Эти ограничения не могут распространяться на импорт лекарств, аналоги которых не производятся в России, на ряд жизненно необходимых товаров, которые не производятся в стране, а также на товары, которые ввозятся гражданами для личного пользования.
Закон устанавливает, что составление списков товаров, которые могут быть запрещены к ввозу в Россию, входит в полномочия правительства.
Президент России получает право также вводить запрет или ограничивать вывоз из страны продукции иностранными компаниями. Список такой продукции также будет составлять правительство.
Глава государства также сможет вводить запрет или ограничить участие таких организаций в госзаказе и приватизации. За исполнительной властью остается право вводить иные ограничения «в соответствии с решением президента, чтобы иметь возможность оперативно реагировать на меняющуюся обстановку».
Как появились новые контрсанкции
Законопроект о контрсанкциях подготовлен спикером Госдумы Вячеславом Володиным и главами думских фракций. Документ зарегистрировали и внесли на рассмотрение нижней палаты российского парламента 13 апреля 2018 года — через неделю после того, как США ввели новые санкции в отношении семи российских миллиардеров и 15 связанных с ними и с оборонной промышленностью компаний в рамках закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (Сountering America’s Adversaries Through Sanctions Act, CAATSA).
Санкционный список был опубликован 6 апреля на сайте Минфина США. В нем оказались семь российских миллиардеров из списка Forbes (Олег Дерипаска, Виктор Вексельберг, Сулейман Керимов, Владимир Богданов, Игорь Ротенберг, Кирилл Шамалов и Андрей Скоч), а также 15 связанных с ними и с экспортом вооружений компаний (среди них En+ Group, Группа ГАЗ, «Базовый элемент», «Русские машины», «Русал» и «Ренова») и 17 высокопоставленных чиновников и руководителей крупнейших российских госкомпаний (в том числе глава «Газпрома» Алексей Миллер и глава ВТБ Андрей Костин).
Вашингтон объяснил новые санкции тем, что Кремль участвует в «злостных действиях по всему миру», в том числе продолжает оккупировать Крым, провоцирует насилие на востоке Украины, поддерживает режим Башара Асада в Сирии и пытается подорвать западные демократии при помощи злонамеренной киберактивности.
В Минфине США заверили, что после введения новых санкций «у российских олигархов не будет шансов получать прибыль от российской коррумпированной системы и они не будут изолированы от последствий дестабилизирующей деятельности своего правительства».
После объявления ограничительных мер активы лиц и компаний, попавших в санкционный список, на территории США были заморожены. Американским инвесторам был дан срок до 7 мая, чтобы избавиться от акций и бондов En+, Группы ГАЗ и «Русала», и до 5 июня — чтобы завершить контракты с компаниями из санкционного списка. Позднее эти сроки были перенесены на осень 2018 года.