Крупнейшая в мире алмазодобывающая корпорация De Beers впервые за свою 130-летнюю историю начинает продавать алмазы, созданные в лаборатории. Об этом говорится в заявлении, опубликованном во вторник, 29 мая, на сайте компании. Фирма контролирует почти 30% мирового рынка натуральных алмазов. Искусственные бриллианты будут намного дешевле, что может привести к обвалу цен на этом рынке.
Для продажи дизайнерских ювелирных изделий De Beers Group создала новую компанию Lightbox Jewelry, которая в сентябре 2018 года начнет продавать искусственные алмазы под брендом Lightbox и по ценам, которые ниже аналогов на рынке. «Искусственный алмаз Lightbox в четверть карата будет продаваться по цене в $200, а камень весом в один карат — $800», — отмечается в заявлении.
Ранее De Beers, основанная в 1888 году и гордящаяся своим рекламным слоганом «Бриллиант — навсегда» (A Diamond Is Forever) в течение многих лет отказывалась заниматься искусственными алмазами. Проведенные компанией обширные исследования показали, что потребители рассматривают искусственные алмазы, как забавный милый продукт, который не должен быть слишком дорогим.
«Lightbox трансформирует сектор, занимающийся выращиванием алмазов в лаборатории, предложив потребителям продукт, на который они рассчитывали, но не могли получить: доступные ювелирные украшения, которые, может, и не навсегда, но идеально подходящие для сейчас», — заявил гендиректор De Beers Group Брюс Кливер. Он подчеркнул, что это будет небольшое направление по сравнению с основным бизнесом компании, и выразил уверенность, что бренд Lightbox предоставит дополнительные коммерческие возможности для De Beers Group.
До настоящего времени De Beers скептически относилась к выращенным в лабораторных условиях алмазам для ювелирных целей. В то же время компания имеет подразделение по производству синтетических алмазов технического назначения Element Six. Производством искусственных алмазов занимаются сейчас такие компании, как Diamond Foundry (США) и «Новые алмазные технологии» (Россия). Продаваемые ими искусственные бриллианты стоят на 30-40% дешевле натуральных.
По информации агентства Bloomberg, искусственный бриллиант весом в 1 карат продается сегодня по цене в $4000, а натуральный бриллиант такого же размера — за $8000. Предложение De Beers — $800 за бриллиант в 1 карат (то есть в пять раз дешевле конкурентов) — отражают стратегию компании, направленную на вытеснение конкурентов через создание большего разрыва в цене между натуральными и искусственными камнями.
В компании сообщили, что внутри каждого искусственного бриллианта Lightbox весом выше 0,2 карата будет находиться логотип компании. Он будет незаметен для невооруженного взгляда, но явно различим при увеличении, что должно помочь идентифицировать камень как выращенный в лаборатории. Продажи искусственных бриллиантов под новым брендом Lightbox Jewelry начнутся в этом году. Первоначально они будут доступны только при онлайн-покупке на сайте Lightbox из США.
De Beers планирует в течение четырех лет инвестировать $94 млн в новый завод для производства искусственных бриллиантов рядом с Портлендом в штате Орегон (США). После ввода завода в строй он будет выпускать искусственные бриллианты общим весом более 500 000 каратов.
Революция в бриллиантах
Попытки создать лабораторный алмаз велись с 1950-х годов, но революция в отрасли происходит в наши дни. За последнее время заметно усовершенствовались две основные технологии: создание алмазов в условиях высочайшей температуры и давления (HPHT) и химическое осаждение из газовой фазы (CVD), когда плазма из атомов углерода, из которой атомы слой за слоем конденсируются на подложку, образуя алмаз.
Технология HPHT уже позволяет получать алмазы размером в 5 карат. С 2003 года технология CVD прошла путь от создания совсем малых алмазов в 0,3 карата до полностью прозрачных камней размером в 3 карата с очень хорошими оптическими свойствами. Алмазы, созданные по CVD-технологии, практически не имеют посторонних примесей, таких как азот или бор, что дает им преимущества даже перед природными алмазами как для промышленного, так и ювелирного применения.
Вместе с улучшением качества и размеров лабораторных алмазов в последние годы в гонку вступили стартапы из Кремниевой долины с многомиллионными инвестициями в маркетинг и знаменитостями в числе акционеров. Среди инвесторов стартап по производству искусственных алмазов Diamond Foundry значатся актер Леонардо Ди Каприо и основатель Twitter Эван Уилльямс, владелец Zynga Марк Пинкус и сооснователь Facebook Эндрю Макколам, бывший глава eBay Джеф Сколл и другие.
Огромные инвестиции новых конкурентов заставляют ведущих игроков мирового рынка алмазов также заняться бриллиантами, создаваемыми в лабораториях. Сегодня на их долю приходится всего 2% рынка объемом в $80 млрд. Но, прогнозирует Citibank, к 2030 году их доФля вырастет до 10%.