Хорошее поведение. «Газпром» избежал миллиардного штрафа по антимонопольному делу
Еврокомиссия закрыла антимонопольное разбирательство в отношении «Газпрома», решив не налагать на российскую монополию миллиардных штрафов. Об этом говорится в пресс-релизе, опубликованном в четверг, 24 мая, на сайте ЕК.
Еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер заявила, комментируя принятое решение, что все компании, занимающиеся бизнесом в Европе, должны уважать европейские правила конкуренции, независимо от того, из какой они страны. «Принятое сегодня решение снимает препятствия, созданные «Газпромом» и мешающие свободному перемещению газа в Центральной и Восточной Европе. Кроме того, оно устанавливает индивидуальный свод правил по будущему поведению «Газпрома», — приводятся в пресс-релизе ее слова.
Вестагер отметила, эти правила обяжут российскую компанию «принять позитивные меры для усиления интеграции газовых рынков региона и способствовать реализации настоящего внутреннего рынка энергии в Европе». Они также дадут покупателям российского газа в Центральной и Восточной Европе эффективный инструмент для обеспечения конкурентоспособной цены, которую они платят за газ.
В случае несоблюдения этих правил, Еврокомиссия может наложить на «Газпром» штраф в размере до 10% от общего оборота компании, без необходимости доказывать нарушение антимонопольных правил ЕС.
«Принятое сегодня решение не закрывает дело. Напротив, «Газпром» должен начать уже сегодня соблюдать взятые обязательства», — пояснила Вестагер.
«Как всегда, в этом деле речь идет не о флаге компании, а о достижении результата, наиболее благоприятного для европейских потребителей и бизнеса», — сказала еврокомиссар, подчеркивая тем самым, что разбирательство не было продиктовано антироссийскими настроениями, вызванными кризисом в отношениях Москвы и Украины.
Следует напомнить, что в июне 2017 года Еврокомиссия оштрафовала Google на €2,42 млрд за злоупотребление доминирующим положением на рынке поисковых систем, что выразилось в предоставлении собственному сервису сравнения товаров для покупок Google Shopping незаконных преимуществ.
В январе 2018 года ЕК оштрафовала на €997 млн американскую Qualcomm, которая является поставщиком Apple, за злоупотребление доминирующим положением. В Брюсселе сочли, что компания «подрывала конкуренцию на рынке путем крупных платежей ключевому клиенту — Apple, обеспечивая себе гарантии, что он не будет приобретать аналогичную продукцию у конкурентов».
В «Газпроме» 24 мая подтвердили, что Еврокомиссия приняла решение о завершении расследования и о том, что не будет предпринимать дальнейших действий в связи с ним. «Мы удовлетворены решением об урегулировании антимонопольного расследования, о котором сегодня сообщила Еврокомиссия. Мы всегда подтверждали намерение добросовестно сотрудничать с целью поиска конструктивного взаимоприемлемого решения в рамках установленной процедуры», — приводятся в сообщении компании слова заместителя председателя правления «Газпрома» Александра Медведева (цитата по «Интерфаксу»).
Медведев назвал принятое решение наиболее приемлемым исходом для функционирования европейского газового рынка в целом. И заверил, что «Газпром» всегда соблюдал требования применимых положений конкурентного права ЕС и подтверждает свою приверженность соблюдать их в будущем.
Претензии бывших союзников
Антимонопольное расследование в отношении «Газпрома» было инициировано Еврокомиссией в 2011 году. Тогда сразу несколько восточноевропейских стран, в том числе Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и Болгария обвинили российскую компанию в злоупотреблении положением на рынке и в завышении цен на газ. Выемка документов была произведена тогда в 20 офисах «Газпрома» в десяти странах.
В апреле 2015 года «Газпрому» были предъявлены официальные претензии. Они касались трех эпизодов возможного монопольного проведения на газовом рынке Восточной и Центральной Европы («разделение» рынков со стороны «Газпрома», создание препятствий по диверсификации закупок газа и «несправедливое» ценообразование).
В Еврокомиссии посчитали, что «Газпром» нарушил антимонопольного законодательство ЕС, придерживаясь стратегии разделения газовых рынков вдоль национальных границ восьми государств-членов ЕС (Болгария, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша и Словакия). В результате «Газпрому» удавалось взимать более высокую цену за газ в пяти из этих стран (Болгария, Эстония, Латвия, Литва и Польша).
К началу 2016 года еврорегулятор и компания согласились урегулировать дело, и в течение всего 2017 года вели соответствующие переговоры. Они завершились в начале 2018 года, но объявление решения откладывалось из-за возражений, выдвинутых рядом проходящих по делу восточноевропейских стран, которые ранее либо входили в состав СССР, либо были его союзниками по социалистическому лагерю.
Новые обязательства «Газпрома»
Еврокомиссия на основании статьи 9 антимонопольного регулирования Евросоюза приняла решение сделать ряд обстоятельств юридически обязывающими для «Газпрома» в течение восьми лет.
В частности, «Газпром» должен разрешить своим клиентам в ЕС реэкспорт российского газа. «Больше не будет контрактных барьеров для свободного потока газа: «Газпром» должен устранить любые ограничения, наложенные на клиентов, по трансграничной перепродаже газа», — отмечается в решении ЕК.
Кроме того, на российскую компанию налагаются обязательства по обеспечению притока газа в те страны Центральной и Восточной Европы, которые все еще изолированы остального рынка Западной Европы. В первую очередь речь идет о странах Прибалтики и Болгарии.
«Газпром» взял на себя обязательства придерживаться правил, обеспечивающих конкурентные цены на газ для пяти стран-членов ЕС, в том числе Болгарии, Эстонии, Латвии, Литвы и Польши. В частности, российская газовая монополия будет увязывать свои цены с ценами на границах Франции, Германии и Италии и западноевропейские хабах сжиженного газа в Нидерландах и Германии. А также откажется от старой системы привязки цен на газ к ценам на нефть.
«Газпрому» отныне запрещено пользоваться преимуществами газовой инфраструктуры, которую компания могла бы получить от клиентов, используя свои рыночные позиции в поставках газа.