Без права на ошибку. Каковы шансы «Кортежа» на мировом рынке люксовых авто
Разговоры о необходимости создания российского лимузина для президента циркулировали в отрасли давно и имели под собой весомые обоснования: передвижение первого лица государства на немецком автомобиле Mercedes Pullman считали непатриотичным, а автомобили ЗИЛ и ГАЗ для советской партийной элиты находили устаревшими.
Таким образом, появился проект «Кортеж», реализуемый силами «Ростехнологий» и НАМИ, целью которого стала разработка нового семейства автомобилей на единой модульной платформе (ЕМП). Помимо презентованного 7 мая Senat Limousine в рамках проекта также планируется выпуск минивэна и внедорожника, они должны появиться в сентябре этого года. В широкую продажу вся линейка Aurus, по словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, поступит в первом квартале 2019 года.
Покорить Россию
Сильной стороной Aurus станет то, что на рынок выйдут машины фактически президентского парка — модели автомобилей для официальных выездов глав США, КНР, королевы Великобритании и императора Японии не представлены в широкой продаже. Проект «Кортеж» изначально создавали для коммерческой реализации в премиум- и люкс-сегментах. Основными конкурентами седана российский министр промышленности и торговли назвал Rolls Royce, Bentley и Mercedes S-класса. При этом стоимость отечественной машины будет начинаться от 10 млн рублей, что делает авто дешевле Rolls Royce и Bentley, но дороже базовой модели представительского Mercedes S-класса.
Завоевать место под солнцем люкс-сегмента автомобильной отрасли и реализовать коммерческий потенциал Aurus будет непросто даже внутри страны. На текущий момент в России в ценовом сегменте проекта продается не более 5000 автомобилей в год; госзакупки не превышают 5% как в количественном, так и в денежном выражении. При этом дилерская сеть конкурентов Aurus насчитывает от 2 до 50 дилеров по стране в зависимости от марки. Словом, конкуренция достаточно высока, особенно для самых распространенных в люксовом сегменте моделей — седана и внедорожника.
Успех их реализации будет в основном зависеть от того, насколько активно будет достигаться цель по обеспечению доли рынка; смогут ли седаны и внедорожники «Кортежа» получать соответствующие инвестиции, особенно с учетом того, что с увеличением доли на каждые 10% дальнейшие инвестиции для экспансии рынка кратно увеличиваются.
Крайне интересно будет наблюдать за судьбой минивэна Aurus, ведь аналогов в сегменте люкс на данный момент просто не существует. Различные доработанные модели на базе американских и европейских минивэнов нельзя всерьез рассматривать как полноценных конкурентов. Возможно, именно этот сегмент Aurus удастся завоевать с ходу.
Для обеспечения успешной репрезентативности всех моделей Aurus необходимы сильные партнеры в России, готовые обеспечить аналогичную конкурентам по уровню профессионализма и географическому охвату, качеству и стандартам обслуживания дилерскую сеть. Предстоящая работа огромна, и проект пока еще в начале пути, однако интерес со стороны сообщества отечественных автомобильных дилеров безусловно есть.
Второго шанса не будет
Россия не входит даже в пятерку крупнейших рынков в сегменте массового люкса. Поэтому говорить об окупаемости Aurus можно будет лишь при успешном выходе на зарубежные рынки. Было заявлено, что поставки планируются в Китай, на Ближний Восток и в Юго-Восточную Азию. Рынки сбыта выбраны правильно — именно эти регионы сегодня являются крупнейшими потребителями автомобилей сегмента премиум и люкс. Но именно там конкуренция с производителями, имеющими долголетние партнерские отношения с дилерами, ведущими значительную маркетинговую активность, обладающими знанием лояльных клиентов, будет наиболее жесткой. Об этом нужно помнить, потому что второй раз начать с чистого листа у Aurus не получится.
Так что ответ на самый важный вопрос, будет ли Aurus сопутствовать успех на зарубежных рынках, пока что висит в воздухе. По крайней мере, до тех пор, пока не анонсирована стратегия марки: основы работы с дилерской сетью, ценовая политика на базовые версии, список и цены дополнительного оборудования, маркетинговые инвестиции, сроки и объемы поставок, возможности индивидуализации, сервисное обслуживание и т. д.
Дилерские сети конкурентов насчитывают только в Европе более ста предприятий с клиентской базой и огромным накопленным опытом работы с покупателями люксовых автомобилей. Что касается стратегии марки, то она должна учитывать специфику регионов: если европейский рынок таких машин крайне консервативен, то североамериканский, наоборот, демократичный, но обольщаться не стоит: за счет этого конкуренция между марками — европейскими, японскими — там просто колоссальная. Да, подвинуть «исторические» премиальные бренды вполне возможно (тому пример — марка Lexus, появившаяся в 1989 году), но для этого качество машин (это не только отказоустойчивость, но и современные опции безопасности и инфотейнмента) и качество сервиса (сроки и стоимость обслуживания) должны быть на уровне ведущих марок.
Хороший шанс для Aurus — постепенная электрификация люкс-сегмента. В этом отношении российский «выскочка» и европейские старожилы находятся в одной лодке: готовых электрокаров класса люкс пока что немного. Aurus — гибрид, и, как заявляют производители, он может стать чистым электрокаром. Если в Лондоне запретят въезд бензиновых автомобилей в центр города (об этом все чаще заходит речь), это, как ни странно, значительно изменит спрос в люкс-сегменте во всем мире. И выиграют уже адаптированные к таким требованиям марки и модели. «Кортеж» может оказаться в их числе — на улицах Лондона и других мировых столиц.