Евангелисты и деньги. Решение по Иерусалиму поможет Трампу избраться на второй срок
Государственный департамент Соединенных Штатов объявил об официальном переносе своего посольства из Тель-Авива в Иерусалим. Согласно резолюции Генеральной ассамблеи ООН от 1947 года, было принято решение о создании двух государств для двух народов, а Иерусалим — центр трех древнейших мировых религий — получал особый автономный статус. Однако западная часть города, контролируемая Израилем после победы в войне за независимость 1948 года, стала местом заседания правительства этой страны. Сегодня Израиль официально рассматривает Иерусалим в качестве своей столицы, включая восточную часть, которая в одностороннем порядке была присоединена после арабо-израильской войны 1967 года. Примечательно, что изначально Трамп призвал все стороны поддерживать сложившийся баланс в отношении святых мест, большинство из которых находятся в Старом городе Восточного Иерусалима.
Повторяя предыдущие заявления, президент отметил, что США поддержат решение обоих государств, если стороны придут к взаимовыгодному соглашению. Однако буквально на следующий день администрация сделала заявление, в котором отмечалось, что трудно представить ситуацию, когда Израиль подписывает мирное соглашение, не включающее Западную стену. В декабре прошлого года Дональд Трамп шокировал мировое сообщество, объявив, что Америка признает Иерусалим столицей Государства Израиль и что посольство США будет в максимально короткие сроки перемещено в Иерусалим. Перенося свою дипломатическую миссию в этот город, Штаты запустили процесс слома статус-кво (который сам Трамп призывал сохранить), признав Святой город единой и неделимой столицей одной из сторон – Израиля. Этот шаг спровоцировал не только новый виток внутреннего конфликта (особенно в Секторе Газа), но и вызвал шквал критики во внешнем мире.
Европейский союз не поддержал решения президента Трампа, заявив, что подобные односторонние действия не способствуют урегулированию палестино-израильского конфликта. Глава европейского внешнеполитического ведомства Федерика Могерини также призвала израильские власти к сдержанности в отношении демонстраций в Секторе Газа. Президент Турции Реджеп Эрдоган назвал Израиль террористическим государством и подчеркнул, что Анкара отзывает своего посла из Тель-Авива. Для большего давления на турок еврейские парламентарии также заявили о возможности внесения в кнессет резолюции о признании геноцида армян 1915-1923 годов. Надо отметить, что инструмент геноцида армян давно используется различными державами в качестве политической дубины против Турции, отрицающей факт массового истребления населения Западной Армении и Киликии.
Многие влиятельные эксперты, в числе которых Ричард Хаас — председатель Совета по международным отношениям, также отметили абсурдность решения Трампа по Иерусалиму. Иными словами, международное сообщество довольно критично отнеслось к факту переноса американского посольства. Долгое время американцы вели себя довольно осторожно, осознавая возможные последствия одностороннего решения в пользу израильской стороны. Почему Трамп поступил иначе? Помощник госсекретаря по ближневосточным делам Дэвид Саттерфилд заявил, что Соединенные Штаты просто признали существующие реалии. Конечно, подобное объяснение весьма расплывчато и вряд ли может служить объяснением столь резкого, смелого и безрассудного решения, которое может стать катализатором региональных геополитических изменений. В чем же заключаются реальные причины?
Отношения США и Израиля
В международном сообществе сложилось ложное впечатление о том, что для Америки отношения с Израилем имеют особую историческую, цивилизационную и политическую ценность. Однако, говоря об исключительных отношениях, нужно уточнять — с какой Америкой? История сложилась таким образом, что демократические элиты относились к Еврейскому Государству с настороженностью. При обсуждении проблемы признания независимости Израиля в администрации демократа Гарри Трумэна сложились две группы влияния. Первая — это реалисты во главе с госсекретарем Джорджем Маршаллом. Они считали, что это признание может осложнить отношения США с арабским миром и затруднит получение доступа к ближневосточным запасам нефти и газа. Вторая группа была представлена политтехнологами под руководством Кларка Клиффорда, которого мало интересовала внешняя политика. Его единственной задачей было добиться переизбрания Трумэна на второй срок.
Для положительного исхода избирательной кампании демократу нужно было одержать победу в округах Нью-Йорка с преобладающим еврейским населением. Известный еврейский меценат Эдди Джекобсон обещал Клиффорду, что в случае поддержки независимости Израиля он обеспечит победу Трумэна в этих округах. В итоге на время кампании президент принял сторону политтехнологов, получив голоса американских евреев в колеблющихся штатах. Позже Трумэн поддержал инициативу Маршалла и выпустил специальный указ, в котором отмечалось, что Соединенные Штаты поддерживают создание «двух государств для двух народов». Другие президенты-демократы (Джимми Картер, Билл Клинтон и Барак Обама) крайне прагматично воспринимали Израиль, не выделяя его особый статус.
Более того, именно демократы были инициаторами разрешения арабо-израильского конфликта путем уступок на основе резолюции 1947 года.
Картер запустил процесс договоренностей в Кемп-Дэвиде (вечный мир Египта и Израиля), Клинтон продвигал соглашения в Осло (которые стоили жизни израильскому премьеру Ицхаку Рабину), а Обама пошел дальше всех, подписав соглашение с Ираном — главным противником Израиля. При его администрации отношения с Еврейским Государством вошли в глубокий тупик. И проблема даже не в том, что у Обамы не сложились личные отношения с Биньямином Нетаньяху. Значительная часть либерального еврейства в Америке, являющегося серьезным электоральным сегментом Демократической партии, считает внешнюю политику Израиля крайне агрессивной. Неудивительно, что именно законодатели еврейского происхождения — Барбара Боксер, Адам Шифф, Диана Файнштейн, Берни Сандерс — яростно критикуют Израиль.
Особый статус
За особые и исключительные отношения с Израилем выступает влиятельная неоконсервативная прослойка, значительная часть которой состоит в Республиканской партии. Евангелистский религиозный фактор является идеологической надстройкой консервативной Америки, что автоматически создает для Израиля широкие и благоприятные лоббистские условия. Евангелисты обычно говорят, что они принимают Иисуса Христа как «Господа и Спасителя», и многие из них разделяют концепцию премилленаризма, согласно которой Второе пришествие Христа произойдет до Тысячелетнего царства. Многие влиятельные американские политики следуют этим традициям Билли Грэма и Карла Генри — пасторов, которые получили известность в середине двадцатого века, способствуя активному распространению веры, а также взаимодействию с другими религиями для улучшения благосостояния людей. Евангелистская Америка рассматривает Ближний Восток через призму Священного Писания и априори является естественным защитником Израиля.
Близкий к семье Трампа пастор Ричард Лэнд на одном из заседаний Совета по международным делам заявил, что значительная часть людей, которые считают себя евангелистами, верят, что Бог дал землю Израиля евреям и благословляет тех, кто благословляет евреев и проклинает тех, кто проклинает евреев. Они также твердо убеждены, что Бог Авраама буквально благословит Соединенные Штаты, если американцы будут поддерживать Израиль. Протестанты-фундаменталисты под лозунгом «Я христианин — я за Израиль» организовывают ежегодный сбор средств для содействия израильскому заселению Западного берега и Газы. Известный пастор-богослов Пэт Робертсон, которого Буш-младший называл своим духовным советником, был убежден, что тяжелый инфаркт тогдашнего премьер-министра Израиля Ариэля Шарона «был наказанием Бога за уход Израиля из Сектора Газа».
Именно эта консервативная прослойка, получившая название «христианские сионисты», является опорой израильских интересов в Америке. По данным центра Pew Research, большинство христианских сионистов являются евангельскими христианами, которые составляют 26,3% от общего населения США. Их численность обеспечивает христианских сионистов значительной поддержкой при голосованиях: евангелистов в четыре раза больше, чем нерелигиозных избирателей, и в двенадцать раз больше, чем либеральных еврейских избирателей.
Денежный вопрос
Финансовый статус консерваторов еврейского происхождения служит еще одной причиной особого отношения республиканцев к Израилю. В течение тридцати лет партию спонсируют такие миллиардеры, как Пол Сингер, Стивен Коэн, Норман Браман, Марк Эпштейн и Шелдон Адельсон (имеет тесные отношения с Джаредом Кушнером, зятем Трампа). Последний, согласно данным Центра ответственной политики, обеспечил республиканцам вливания в $82 млн для проведения федеральных выборов (президентских и в Конгресс). Известно, что из этой суммы $30 млн отошли в фонды Дональда Трампа. Стоит отметить, что за прошедшие три года мощнейшие спонсоры произраильских организаций направили $320 млн на выборы в Конгресс, $195 млн — на выборы губернаторов и $78 млн — на выборы в органах местного самоуправления. Помимо частных капиталовложений партия получает средства от многочисленных организаций и фондов. Среди самых действенных можно отметить Американо-Израильский комитет по общественным делам (АИКОД), который каждый год обеспечивает законодателей из рабочей группы по израильским делам в Конгрессе $3 млн.
Данные вливания используются для проведения избирательных кампаний. Очевидно, что такие крупные вложения не могут не сказываться на политических приоритетах большей части представителей Республиканской партии. Именно так «слоны» превратились в основных лоббистов Израиля — благодаря общей идеологической концепции и финансовой поддержке соответствующих лиц и групп. Президент США в этом смысле не является исключением. Будучи республиканцем, он будет придерживаться линии укрепления и расширения американо-израильского диалога во всевозможных направлениях.
Как бы ни развивались события дальше, Трамп уже достиг двух ключевых целей: обеспечил себе и партии голоса евангелистов и финансы еврейских бизнесменов-консерваторов перед грядущими ноябрьскими промежуточными выборами в Конгрессе и президентской гонкой 2020 года, а также вернул отношениям с Израилем статус исключительности, потерянный при правлении Обамы.