К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Индийские танцы. Как американские гиганты делят азиатский рынок онлайн-торговли

Фото Aijaz Rahi / AP / TASS
Фото Aijaz Rahi / AP / TASS
Битва за доминирующее положение на рынках онлайн-торговли дорого обошлась миллиардеру Джеффу Безосу, самому богатому человеку на земле. Из-за популярности индийского интернет-магазина Flipkart убытки компании Amazon на международной арене увеличились в два раза

Крупнейшая торговая сеть в мире, американский гигант Walmart одержал крупную победу на индийском рынке. Walmart купил контрольный пакет акций самого популярного в Индии онлайн-магазина Flipkart. По словам аналитиков из исследовательской компании Forrester, продажа Flipkart сети магазинов Walmart за $15 млрд — большая неудача для основателя интернет-компании Amazon Джеффа Безоса. В результате сделки Безос, самый богатый человек в мире, лишится примерно 32% рыночной доли в сфере онлайн-торговли в Индии.

Дело в том, что интернет-магазин Amazon как раз начал завоевывать популярность у индийских потребителей. В тот самый момент, когда компания Безоса набирала обороты на новом для себя рынке, совет директоров компании Flipkart одобрил продажу 75% акций группе инвесторов во главе с Walmart. В число партнеров по сделке также входит американский холдинг Alphabet — головная структура, которой принадлежит интернет-гигант Google.

За счет чего победил Walmart

Соглашение о продаже контрольного пакета акций Flipkart — прорыв для Walmart, более 15 лет пытавшегося выйти на индийский рынок. В 2007 году американская компания подписала соглашение о создании совместного предприятия с индийским конгломератом Bharti. То предприятие было ориентировано только на оптовые продажи, поэтому сотрудничество двух гигантов оказалось непродолжительным. «Действующая в США система правового регулирования прямых иностранных инвестиций сделала почти невозможным выход Walmart на индийский рынок в качестве сети розничной торговли», — объяснил старший аналитик исследовательской компании Forrester Сатиш Мина.

 

Исполнительный директор компании Walmart Даг Макмиллон пытался привлечь новых покупателей в других странах, поскольку рынок в США переполнен. В начале этого года компания Walmart продолжила закрывать десятки магазинов принадлежащей ей сети Sam’s Club. В общей сложности с 2016 года по всей территории США ликвидировали более 150 магазинов этой сети. В то же время на рынках в Бразилии и в Европе, где наблюдается замедление роста, позиции Walmart укрепились. Расширение сети за рубежом, прежде всего на самом быстро развивающемся рынке розничной торговли в Индии, — надежный способ найти новых покупателей.

«На пользу Walmart обернулась надбавка, которую руководство компании заплатит за заключение сделки», — пояснил Сатиш Мина. Недавно Walmart за $10 млрд продал британскую сеть супермаркетов ASDA местной компании Sainsbury's: прибыль от этой сделки помогла американцам получить дополнительные средства, которые пригодились компании в процессе переговоров по приобретению контрольного пакета акций индийцев из Flipkart. Большую роль сыграл и многолетний опыт компании по подбору источников финансирования и управлению системой поставок.

 

Кто такие Flipkart

При продаже акций зарубежным компаниям руководство индийского онлайн-магазина Flipkart думало в первую очередь не о самом выгодном предложении, а о сохранении доминирующего положения на рынке в Индии. Только в прошлом году лидер индийского рынка привлек финансирование на сумму $4 млрд от инвесторов, в число которых вошли японская телекоммуникационная корпорация Softbank, китайская технологическая компания Tencent, а также крупнейшие американские компании Microsoft и eBay.

«Руководство Flipkart планирует расширение. Они хотят продавать не только смартфоны и одежду», — заявил аналитик Сатиш Мина. Благодаря сделке с Walmart онлайн-магазин Flipkart сможет сотрудничать с поставщиками и производителями, чтобы поддерживать цены на низком уровне. Кроме того, в Walmart знают, как продавать продовольственные товары. Для Flipkart это пока неизведанная территория.

Зачем Amazon уступил дорогу

В прошлом месяце в ежегодном отчете для акционеров исполнительный директор Amazon Джефф Безос гордо заявил, что сайт Amazon в Индии — самый быстроразвивающийся онлайн-магазин в стране. По словам бизнесмена, именно в Индии наибольшее количество человек приобрело платную подписку на многофункциональный сервис Amazon Prime. «За первый год в Индии на Amazon Prime подписалось больше людей, чем в любой другой стране за всю историю существования компании», — написал Безос в письме акционерам.

 

По мнению Сатиша Мины, пользователи Amazon попадают в зависимость от платформы. «Подписчики Amazon Prime тратят больше денег и покупают больше, чем потребители, которые пользуются другими онлайн-магазинами. Руководство Amazon прилагает все усилия, чтобы люди по умолчанию закупались только там», — заявил старший аналитик из исследовательской компании Forrester. Даже если покупатели не совершают онлайн-покупку, они все равно изучают продукт и читают отзывы на сайте компании.

Битва за доминирующее положение на рынках онлайн-торговли дорого обошлась компании Джеффа Безоса. Из-за популярности онлайн-магазина Flipkart в 2017 году убытки компании Amazon на международной арене увеличились более чем в два раза по сравнению с предыдущим годом, когда они составили $1,2 млрд. Тогда же Безос решил расправиться с конкурентом самым очевидным способом: купить его.

Многие наблюдатели посчитали, что намерение Amazon приобрести контрольный пакет акций индийского конкурента — рискованное предприятие. Комиссия по конкуренции Индии провела тщательную проверку в отношении Amazon. При этом Безос мог специально затянуть предложение по покупке Flipkart для того, чтобы увеличить сумму сделки и чтобы в конечном итоге Walmart пришлось заплатить больше. Аналитик Сатиш Мина считает, что Amazon блефовал и на самом деле не был готов заплатить $20 млрд за акции Flipkart: «За четыре года в Индии и с инвестициями на сумму примерно $3 млрд компания Amazon завоевала 31% доли рынка в сфере розничной онлайн-торговли. Руководство Amazon верит, что компания сможет стать лучшей на этом рынке [и без поглощения конкурента]».

Специалисты американского инвестиционного банка Merrill Lynch также предсказывают, что Индия станет самым крупным рынком для Amazon за пределами США — даже с учетом сделки Flipkart с Walmart. По их прогнозам, к 2025 году более пятой части международных продаж компании будут совершаться именно в Индии. А значит, инвестиции Walmart и Alphabet могут оказаться далеко не столь выгодными.

Как на сделке заработают японцы

Согласно новому соглашению с Walmart, 20% акций Flipkart американцам продадут инвесторы из Японии. В прошлом августе инвестиционный фонд генерального директора SoftBank Масаёси Сона Vision заплатил $2,5 млрд за акции индийской компании. На тот момент рыночная капитализация компании составляла $12 млрд. Если сделка Flipkart с Walmart пройдет по плану, то грядущая продажа акций станет первой серьезной сделкой Vision, который в итоге получит прибыль от продажи акций.

 

По прогнозам исследовательской компании Forrester, к 2022 году стоимость онлайн-рынка Индии достигнет рекордных $73 млрд. Это принесет огромную прибыль тем компаниям, которые останутся в игре к этому времени.

Перевод Полины Шеноевой

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+