«Первая ласточка». Суд обязал Россию выплатить украинским компаниям $150 млн за потерю Крыма
Компания «Нафтогаз Украины» уверяет, что Постоянная палата третейского суда в Гааге обязала Москву выплатить украинским компаниям компенсацию за их активы, утраченные в результате воссоединения Крыма с Россией в марте 2014 года.
«Суд в Гааге обязал Россию заплатить украинским инвесторам за аннексию Крыма», — говорится в сообщении, размещенном в четверг, 10 мая, в микроблоге украинской компании в Twitter.
В самом суде подтвердили, что решение по делу, слушания по которому проходили с октября 2017 по март 2018 года, вынесено. «2 мая 2018 года, посовещавшись, состав арбитража вынес единогласное решение, касающееся вопросов ответственности и убытков», - говорится в пресс-релизе суда, опубликованном 9 мая на сайте суда.
В документе не указан размер компенсации, которая может быть выплачена украинским инвесторам. Также эта сумма не называется в сообщении «Нафтогаза».
Тем не менее 9 мая американское издание IAReporter (Investment Arbitration Reporter) сообщило со ссылкой на текст решения суда от 2 мая 2018 года, что Третейский суд в Гааге признал Россию ответственной за экспроприацию отелей, квартир и другой недвижимости в Крыму после 21 марта 2014 года. И установил размер компенсации за нарушение соглашения между правительствами России и Украины от 1998 года о поощрении и взаимной защите инвестиций в размере $150 млн (сумма самой компенсации составляет $130 млн, еще около $20 млн приходится на проценты). Кроме того ответчик в лице российского государства должен выплатить оплатить расходы и издержки истцов на арбитражное разбирательство.
Истцы (18 украинских компаний и одно физическое лицо) требовали от Москвы компенсацию в размере $220 млн, отмечает агентство УНИАН.
В микроблоге «Нафтогаза» в Twitter отмечается, что решение о компенсации является «первой ласточкой». Общая сумма, которую украинская компания рассчитывает получить от России в виде компенсации за активы в Крыму, составляет $8 млрд.
Умножение миллиардов
До воссоединения Крыма с Россией в марте 2014 года «Нафтогазу» принадлежала компания «Черноморнефтегаз», снабжающая полуостров газом. 18 марта 2014 года президент России Владимир Путин подписал договор о вхождении Крыма и Севастополя в состав России. 21 марта 2014 года документ был ратифицирован Федеральным Собранием. Сразу после этого новое правительство полуострова национализировало имущество «Черноморнефтегаза» и «Укртрансгаза», которые до этого принадлежали «Нафтогазу».
Активы обеих компаний вошли в уставной капитал нового Крымского республиканского предприятия «Черноморнефтегаз».
Киев не признал, что Крым перестал быть частью Украины. И в июне 2015 года «Нафтогаз» инициировал арбитражное разбирательство «с целью получения компенсации за незаконный захват автозаправочных станций компании на территории Крымского полуострова».
13 января 2016 года крупнейшая нефтегазодобывающая компания Украины «Укрнафта», мажоритарным акционером которой является «Нафтогаз» (50%+1 акция), подала иск к России в международный арбитраж в Гааге для защиты своих инвестиций в автозаправочные станции (АЗС) в Крыму. Основанием для обращения в суд стало двустороннее соглашение о защите инвестиций между Украиной и Россией от 1998 года, по которому Киев и Москва приняли на себя обязательства не национализировать или экспроприировать инвестиции, вложенные инвесторами другой стороны, без своевременной выплаты справедливой компенсации.
Вместе с «Укрнафтой» иски к России в международный арбитраж также подали также украинские Stabil, Rubenor, Rustel, Novel-Estate, «Кировоград-Нафта», «Крым-Петрол», Pirsan, Trade-Trust, Elefteria, VKF Satek, Stemv Group.
В начале января 2016 года Reuters сообщило, что Постоянная палата Третейского суда в Гааге приняла к рассмотрению также иск украинского миллиардера Игоря Коломойского (№2124 в рейтинге богатейших людей мира Forbes, состояние — $1,1 млрд) к России. По данным агентства, Коломойский подал иск еще год назад. В нем он требует возмещения потерянных доходов от работы пассажирского терминала аэропорта «Бельбек» в Севастополе. Компания Коломойского была назначена оператором аэропорта до 2020 года, но после присоединения Крыма к России в 2014 году аэропорт национализировали. Reuters со ссылкой на украинские СМИ сообщило, что Коломойский оценил свои потери в $15 млн.
«Нафтогаз Украины» в октябре 2016 года оценил ущерб группы в несколько миллиардов долларов. «Нафтогаз» предварительно оценил ущерб группы в $2,6 млрд», — пояснили тогда в пресс-службе украинской компании, отметив, что речь идет об имуществе головной компании, «Черноморнафтогаза», «Укртрансгаза», «Укргазвыдобування», «Укртранснафты», «Газа Украины» и «Ликво».
За год сумма компенсации ущерба за имущество «Черноморнафтогаза», «Укртрансгаза», «Укргазвыдобування», «Укртранснафты», «Газа Украины» и «Ликво», на которую рассчитывает «Нафтогаз», выросла в три с лишним раза.
В сентября 2017 года «Нафтогаз» подал в суд Гааги иск к России на $5 млрд, оценив в эту сумму «незаконный захват активов группы в Крыму». Исковое заявление «Нафтогаза Украины» и шести его дочерних компаний было подано в трибунал, сформированный при Постоянной палате Третейского суда в Гааге.
Для обеспечения защиты своих прав и интересов «Нафтогаз» привлек международную юридическую компанию Covington & Burling LLP, которая «имеет значительный положительный опыт защиты интересов клиентов в процессах против РФ и российских государственных компаний». «В частности, компания представляла интересы инвесторов нефтяной компании ЮКОС в споре против РФ и добилась решения суда о возмещении $50 млрд», — отмечалось в заявлении украинской компании.
«Нафтогаз Украины» ожидает, что трибунал, сформированный при Постоянной палате Третейского суда в Гааге, примет решение по иску к концу 2018 году. В сентябре 2017 года коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко заявил в кулуарах Европейского газового саммита, что сумма компенсации ущерба, на которую рассчитывает украинская компания, к тому времени может вырасти до $8 млрд: $5 млрд по сумме иска, «плюс $2 млрд процентов уже набежало, плюс еще набежит $1 млрд». «То есть будет приблизительно $8 млрд», — заявил Витренко.