Ударом на удар. Китай объявил о введении пошлин на 106 товаров из США
Китай планирует ввести дополнительные пошлины в 25% на 106 наименований товаров и продуктов из США, в том числе автомобили, самолеты, нефтехимию и соевые бобы. Об этом сообщило в среду, 4 апреля, информагентство «Синьхуа» со ссылкой на заявление Министерства коммерции КНР.
«Дата вступления в силу данного решения будет объявлена позже», — подчеркнули в ведомстве, отметив, что это зависит от даты введения Вашингтоном пошлин в отношении 1300 товаров из Китая, список которых был опубликован администрацией президента США Дональда Трампа накануне, 3 апреля. Тогда в заявлении Белого дома отмечалось, что пошлины в 25% затронут китайские товары, импорт которых в США в 2017 году превысил $50 млрд.
Представитель китайского Министерства коммерции отметил, что озвученные Вашингтоном меры находятся в явном противоречии с правилами Всемирной торговой организации и серьезно угрожают экономическим интересам и безопасности Китая. В этой связи Пекин считает своим законным правом ввести пошлины на ввозимые из США товары, объем импорта которых в Китай достиг в прошлом году $50 млрд.
В перечень товаров, на которые Пекин может ввести пошлины, включены самолеты, соевые бобы и продукты из кукурузы, говядина и сорго, хлопок и некоторые виды пшеницы, апельсиновый сок и виски, сигары и табак, автомобили, в том числе грузовики и внедорожники, и электромобили, продукция нефтехимии, включая смазочные материалы, пропан и пластмассы.
В Пекине подчеркнули, что речь идет об ответных мерах.
Меры Белого дома
Накануне Торговое представительство США обнародовало список продукции из КНР, в отношении которой планируется ввести дополнительные пошлины в 25%. В заявлении ведомства подчеркивалось, что политика и практика правительства Китая в отношении технологий, интеллектуальной собственности и инноваций являются дискриминационными и ограничивают торговлю США.
Всего в перечне оказалось 1300 наименований товаров. Речь идет о электронике и авиационных частях, комплектующих для спутников и медицинском оборудовании, отдельных видах стали, лекарствах и потребительских товарах.
Как отметил торговый представитель США Роберт Лайтхайзер, вошедшие в список товары не являются определяющими для американской экономики. В Вашингтоне заявили, что введение пошлин является лишь первым шагом по противодействию торговой экспансии Китая.
Список не является окончательным. В течение двух месяцев по нему будут проходить публичные слушания, по итогам которых будет сформирован окончательный вариант.
Президент США Дональд Трамп обвиняет Пекин в том, что американский внешнеторговый дефицит в торговле с Китаем достиг $500 млрд.
В этой связи 22 марта глава Белого дома подписал меморандум о введении ряда мер против «нечестной» торговой практики Китая. Торговому представителю Лайтхайзеру было поручено в течение двух недель подготовить список из 1300 китайских товаров, импорт которых в США будет ограничен. Министру финансов США Стивену Мнучину Трамп поручил за два месяца разработать предложения по ограничению китайских инвестиций в американские компании.
Потом, 23 марта, США ввели защитные пошлины на импортируемые в страну сталь и алюминий. Из списка стран, в отношении которых предприняты протекционистские меры, были временно исключены члены ЕС, а также Бразилия, Австралия, Канада и Мексика. Китай наряду с Россией, Японией и рядом других стран остался в списке.
Потери китайских экспортеров от пошлин на сталь и алюминий оценили в $3 млрд.
Торговая война
Сразу после этого Китай объявил о введении со 2 апреля пошлин в размере 15-25% на 128 наименований импортируемых из США товаров. Пошлины введены на фрукты и сухофрукты, свинину и вино. При этом на фрукты, сухофрукты и вино, ввозимые в Китай из США, пошлина составит 15%. Пошлина на свинину и свиные полуфабрикаты установлена в размере 25%.
Общий объем импорта, в отношении которого действуют новые пошлины, составляет $3 млрд.
Китай пока только отвечает на действия США. Как противоборство будет развиваться дальше?
Завсектором факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Василий Кашин отмечает тот факт, что экономическая взаимозависимость между Китаем и США асимметричная. Если торговля товарами сильно не сбалансирована в пользу Китая (положительное сальдо $375 млрд), то в торговле услугами положительное сальдо на стороне США ($38 млрд). Помимо этого, есть еще тема американских инвестиций в Китае и прибыли, которую транснациональные американские корпорации получают на китайском рынке.
Для Starbucks и многих других американских компаний китайский рынок — один из важнейших. Выручка 20 американских компаний, имеющих наибольшее участие в Китае и входящих в топ-500 в США, на китайском рынке в 2017 году достигла $158 млрд. В результате торговой войны все эти компании становятся очень уязвимы для регулятивного давления со стороны Пекина.
Кроме того, отметил Кашин, удар США по китайскому экспорту неминуемо скажется на сложной транснациональной производственной цепочке, учитывая, что при сборке смартфонов, к примеру, сложные детали закупаются в других странах Азии (Южная Корея, Тайвань). И такие действия приведут к непредсказуемым последствиям для экономики всего региона.
Кашин напомнил, что переговоры между США и Китаем по поводу торговых разногласий уже идут. Но очевидно, что Пекин не собирается уступать и будет отвечать ударом на удар.
При этом степень эскалации конфликта будет зависеть в первую очередь от Вашингтона. «От того, насколько Трамп окажется в состоянии принимать все новые и новые меры против Китая притом, что они неизбежно будут наносить сильный удар по американским транснациональным корпорациям», — отметил эксперт.
ВТО в стороне?
Директор Российского центра исследований АТЭС РАНХиГС Татьяна Флегонтова напоминает, что президент США Дональд Трамп предлагал три блока мер в противостоянии с Китаем, обвиняя Пекин в нарушении прав интеллектуальной собственности.
Первый — инициирование спора в ВТО, что США уже и сделали 26 марта. И это вполне укладывается в правила организации: инициировать разбирательство и обсуждать проблему в рамках ВТО.
А вот меры, связанные с повышением тарифов и введением инвестиционных ограничений, не соотносятся с правовым полем ВТО, так как ни одна из двух стран не прошла все необходимые процедуры по разрешению споров.
Но де-факто Трамп пока не нарушил правила ВТО. По его распоряжению лишь обнародован список товаров, на которые могут быть повышены пошлины на 25%. В случае их введения Пекин получит право оспорить их в ВТО. До этого формально вводить ответные меры Китай не может.
Флегонтова отметила, что пока речь идет об угрозах с двух сторон. На деле ограничительные меры пока не введены ни Вашингтоном, ни Пекином.
По мнению эксперта, если эти меры все же дойдут до ВТО и будут обсуждаться в рамках организации, то это лишь увеличит риски для международной торговли, так как не решает проблем с правом интеллектуальной собственности и тем более с металлургическим перепроизводством.