К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Цена жадности: какие нарушения чаще всего допускают в торговых центрах

Фото Barcroft Images / PA / TASS
Фото Barcroft Images / PA / TASS
Трагедия в Кемерове показала, к чему могут привести пренебрежение мерами пожарной безопасности и людская жадность

В современном бизнесе все больше и больше внимания уделяется финансовому аспекту и все меньше социальному. При этом любой бизнес, от небольшого магазина до крупного многофункционального центра, — это прежде всего люди. И нарушив баланс, собственник всегда выходит на опасный и непредсказуемый путь последствий своих решений.

Любое общественное пространство должно отвечать нескольким критериям, в основе которых всегда должны лежать человеческие интересы. Торговые объекты — как одни из наиболее посещаемых — просто обязаны уделять огромное внимание не только грамотному зонированию, набору арендаторов и комфорту посетителей, но и в первую очередь их безопасности.

Неважно при этом, о каком объекте идет речь. О районном ТЦ с посещаемостью 10 000 человек в выходные дни или о масштабном мультиформатном ТРК с трафиком от 100 000 человек. Та ответственность, которую берут на себя собственник и управляющая компания, предполагает самого ответственного подхода к техническому состоянию объекта.

 

Можно долго искать виновных в трагедии, которая произошла в Кемерове. Для всей страны это чудовищное событие уже оставило в памяти неизгладимый отпечаток. К сожалению, такие происшествия повторяются — одной из самых громких историй была трагедия в клубе «Хромая лошадь» в 2009 году, унесшая жизни более 150 человек. Но были ли сделаны выводы?

Зачастую правилами пожарной безопасности пренебрегают тогда, когда они мешают получить дополнительную выгоду с имеющегося помещения.

При работе с торговыми площадями необходимо обеспечить комплекс мер, которые позволят не только предотвратить случаи возгорания, но и обеспечить максимально быструю и безопасную эвакуацию людей.

 

Требования пожарной безопасности прописаны на законодательном уровне и регулируются 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», однако в законе приводятся достаточно типовые и обобщенные требования. Для торговых объектов существуют свои СТУ (специальные технические условия), которые как раз и должны иметь в перечне регламентов условия под конкретный объект строительства.

Во-первых, это оснащение всех помещений датчиками дыма и спринклерной системой пожаротушения.

Во-вторых, на этапе проектирования или перепроектирования необходимо заложить требуемое нормами количество эвакуационных выходов и обеспечить беспрепятственный доступ к ним в любое время для каждого из посетителей ТЦ.

 

Нередко в небольших объектах можно увидеть ситуацию, когда эвакуационные пути преграждаются торговыми «островками» — нестационарный арендатор приносит дополнительную прибыль собственнику, но при этом может стать причиной аварийной ситуации. Если площадь под таких арендаторов не была изначально предусмотрена, то не следует использовать все имеющиеся пространства ТЦ для максимального извлечения выгоды — рано или поздно это может привести к серьезным последствиям.

Обеспечение соблюдения противопожарных норм в каждом объекте должно выполняться не только в документах, которые создаются в профильных ведомствах, но и на самом объекте. Техническая служба управляющей компании должна совершать ежедневный обход и соблюдать регламент проверки оборудования на работоспособность. «Умные» системы должны проходить мониторинг на бесперебойность получаемого сигнала от каждого звена. Отдельные нормы по минимальному количеству лифтов и выходов предусмотрены в зоне многоуровневого подземного паркинга.

В 2000-х годах пришелся пик на строительство торговых центров. Многие из них действуют до сих пор и уже морально и физически устарели. Помимо этого, такие объекты перестали соответствовать тем противопожарным требованиям, которые сегодня регламентируются законодательными нормами и проверяются МЧС и аккредитованными комиссиями. Во многих не предусмотрены даже элементарные системы дымоудаления, а управляющая компания пренебрегает учебными тревогами для отработки мер по эвакуации.

Экономят не только на обслуживании, но и на материалах — до сих пор можно встретить использование пенопласта или пенополистирола в качестве утеплителя, что категорически запрещено. Сами лифты, установленные в торговых объектах, имеют вертикальную, а не горизонтальную ориентацию, что в случае пожарной опасности создаст дополнительные трудности при эвакуации. Даже в самых элементарных вещах допускаются грубые нарушения — если работают револьверные двери, то дополнительные всегда остаются заблокированными. Экономя на теплопотерях, собственник ставит под угрозу сотни и тысячи жизней работников и посетителей. А плоскостные парковки перед ТЦ блокируют возможность для подъезда пожарных машин.

Строгое следование нормам противопожарной безопасности является для многих обременением — пожарный аудит начинается от 300 000 рублей, а в общей структуре расходов противопожарная безопасность составляет порядка 20%. Но и эти средства не стоят ни одной жизни, которая ставится под угрозу недобросовестной эксплуатацией.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+