Тюмень давно и всерьез вкладывается в зимние виды спорта. Многие лыжники и биатлонисты сборной России представляют регион на внутренних соревнованиях, получая за это приличную стипендию и бонусы за успехи на международной арене. В 2010 году в области завершили строительство чудо-стадиона «Жемчужина Сибири», способного принять любой топ-турнир по лыжным гонкам или биатлону. До этого практически все статусные международные соревнования доставались Ханты-Мансийску, где арену осовременили на 10 лет раньше.
«Ханты-Мансийск вернул биатлон в Россию, — рассказывал на форуме Sport Connect главный редактор АСН «Тюменская арена» Дмитрий Рыбьяков. — До начала XXI века город толком никто не знал. Туда даже железной дороги не было. А за счет биатлона все стало строиться: международный аэропорт, дома, дороги. Город узнали не только в России, но и за ее пределами».
У Тюмени другая история. Это крупный региональный центр, почти 750 000 жителей и давние спортивные традиции. Однако идея использовать популярный биатлон для создания позитивного имиджа города показалась руководству области перспективной.
«В биатлоне сумасшедшая конкуренция за получение соревнований», — объясняет Рыбьяков. И это правда, особенно если речь идет о турнирах уровня Кубка или чемпионата мира. Международный союз биатлонистов (IBU) внимательно тестирует новые арены (и регионы), прежде чем отдать им самые статусные соревнования в своем календаре. В Тюмени проводили летний биатлон, несколько лет устраивали шоу-гонку в финале сезона, куда приезжали многие лидеры, а в 2016-м «Жемчужина Сибири» принимала чемпионат Европы.
«Билеты разобрали за две недели, — вспоминает Рыбьяков. — Мы ставили дополнительные трибуны, продавали места на трассе, добавляли видеоэкраны».
Турнир прошел с размашистым успехом: восторги от спортсменов и 8 000-10 000 зрителей на каждой гонке. Причем тратить бюджетные деньги на мероприятие не пришлось. Часть расходов компенсировали спонсоры («Газпром-межрегионгаз», «Сибур», «Омский бекон» и другие), часть — IBU, еще часть средств организаторы получили от Европейского вещательного союза за счет продажи прав на трансляцию.
После Евро Тюмень включили в календарь Кубка мира на два сезона — 2016/17 и 2017/18, а вслед за этим отдали городу право проведения чемпионата мира 2021 года. Но грандиозный допинг-скандал вокруг российского спорта отредактровал планы. В декабре 2016-го тюменский этап Кубка мира, назначенный на март-2017, отдали финскому Контиолахти. Оргкомитету даже пришлось возвращать деньги за проданные на тот момент билеты (больше 25 000) — около 16 млн рублей. Чемпионат мира у Тюмени тоже забрали.
Ажиотажный спрос
В расписании на кубковый сезон 2017/18 Тюмень осталась, однако допинг-санкции МОК в отношении российского спорта и невосстановление в правах Российского антидопингового агентства (РУСАДА) подняли волну протестного возмущения в биатлонном сообществе. Некоторые спортсмены и официальные лица призывали IBU отказаться от соревнований в Тюмени. В итоге сборные Чехии, США, Канады, Украины, а также отдельные атлеты из других стран решили бойкотировать этап. И все же это не заставило руководство мирового биатлона перенести финал сезона в другое место — решающие гонки Кубка мира прошли на «Жемчужине Сибири».
Ожидая ажиотажный интерес публики, организаторы установили дополнительные трибуны, что увеличило вместимость арены на 3500 мест — до 12 500. За три дня до начала соревнований в продаже оставалось лишь 5% билетов на гонки в будние дни (этап длится с четверга по воскресенье), остальные (31 000 дневных билетов и 3600 абонементов на весь этап) были реализованы. Стоимость варьировалась от 200 рублей (место на трассе на один день) до 7500 рублей (VIP-пакет на выходные).
Другой источник доходов для организаторов — работа со спонсорами. Однако по правилам IBU позиционирование на стадионе, в зоне видимости телекамер, возможно только для глобальных партнеров организации и Кубка мира. Местным компаниям остается зона подхода к арене и места зрительских активностей. Но и это хорошая возможность для брендов показать себя. Публики много: по данным Департамента физической культуры, спорта и дополнительного образования Тюменской области, во время Кубка мира загрузка отелей в регионе увеличилась с 39% (январь-февраль 2018 г.) до 80%, ведь на этап приехали зрители со всей России, а также из других стран. Лишь 30% билетов на мероприятие купили местные жители.
Для публики на территории вокруг арены установили большой шатер с ресторанами, обустроили улицу с сувенирными лавками, подготовили развлекательную программу.
Затраты на организацию
Финансируется этап Кубка мира из нескольких источников. 40% расходов — подготовка ифраструктуры для спортсменов и зрителей — оплачивает бюджет региона. Остальное добавляют IBU, Минспорта РФ, Европейский вещательный союз, компания Infront Sports & Media (маркетинговый оператор IBU) и местные спонсоры.
Общий объем затрат оргкомитет не называет, но свою задачу формулирует так: «Мы не ставим перед собой цели заработать на данном направлении, – сообщили Forbes в Департаменте физической культуры, спорт и дополнительного образования Тюменской области. — Основная задача для оргкомитета за счет доходной части снизить нагрузку на бюджет… Мы стремимся выйти на самоокупаемость… вплотную работает со спонсорами».
Пока биатлонные расходы Тюмени — это в большей степени инвестиции в будущее, в собственный имидж. «Международные соревнования, организованные на высоком уровне, способствуют формированию позитивного информационного фона и повышению привлекательности региона, в том числе инвестиционной и туристической», – объясняет Forbes пресс-секретарь губернатора Тюменской области Ольга Фролова.
Город планирует снова выдвинуть свою кандидатуру на проведение чемпионата мира по биатлону 2021 года, но для этого должно быть восстановлено в правах РУСАДА – иначе никаких международных турниров Россия не получит. IBU примет решение в сентябре 2018-го. И, если проблемы с РУСАДА будут устранены, качественно организованный этап Кубка мира станет важным фактором в пользу Тюмени.