Разрыв шаблона: может ли Евросоюз противостоять навязыванию санкций со стороны США
За прошедшие полгода Европа не была замечена в попытке ввести у себя что-то подобное новому пакету санкций США (далее — CAATSA). Другие традиционные союзники США по «антироссийским» санкциям также не горят желанием ограничивать свой бизнес в работе с российскими партнерами.
В заявлении председателя Европейской комиссии Жан-Клода Юнкера, сделанном в день подписания Дональдом Трампом закона CAATSA, говорится, что Евросоюз оставляет за собой право принять ответные меры, если экономические интересы европейских компаний будут ущемлены санкциями США против России. Несколько дней назад против санкций США в отношении граждан и компаний Китая решительно выступил официальный Пекин.
Классические американские санкции, как этот термин уже плотно укоренился в нашем сознании, распространяются только на граждан и компании США. Им запрещено вступать в отношения с попавшими под санкции лицами или секторами экономики из попавшего под санкции государства, оказывать им услуги, а также содействовать в обход введенных ограничений. Суть CAATSA кроется в его экстерриториальности: американские ограничения и запреты распространились на нерезидентов США, лиц, находящихся далеко за пределами США, и тех, кто даже не ведет никаких дел с резидентами США.
Со своими гражданами и компаниями США могут делать что хотят, однако если внимательно прочесть статьи 227, 231-233 CAATSA, то оттуда следуют вполне конкретные правовые последствия для резидентов иных государств. Среди них риск лишиться доступа к американской финансовой системе, заморозка активов и запрет на въезд в США.
Поэтому работающий с Россией иностранный бизнес поставлен перед сложным выбором: стать нарушителем американских предписаний или отказаться от контрактов с Россией. Официальный представитель Государственного департамента США Хизер Нойерт заявила, что в результате принятия закона CAATSA Россия уже потеряла контрактов с зарубежными странами на $3 млрд.
Но бизнес не должен быть брошен своими властями и оставлен один на один с американской санкционной машиной, и есть один прецедент 36-летней давности, когда объединенной Европе удалось не только отстоять интересы своих компаний, но и отбить у США желание применять санкции за торговлю с СССР.
Первый опыт санкций США против европейских компаний
24 июня 1982 года в попытке воспрепятствовать строительству советского транссибирского трубопровода Уренгой — Ужгород Министерство торговли США внесло поправки в Правила экспортного контроля США (47 Fed. Reg. 27250, 1982). Измененные правила требовали разрешения правительства США до того, как любые товары, технологии или программы американского происхождения могли быть экспортированы или реэкспортированы в Советский Союз, если таковые касались разведки, передачи или переработки нефти и газа.
Ограничения должны были применяться к «лицу или лицам, подпадающим под юрисдикцию Соединенных Штатов», под которыми понимались не только граждане, резиденты или корпорации США, но также и любые лица в Соединенных Штатах и «любая ассоциация, партнерство, корпорация или иная организация независимо от ее места учреждения или ведения бизнеса, которая подконтрольна акционерам из США».
Ситуация осложнялась невозможностью оспорить новые правила в судах США по причине отсутствия у европейских компаний формального права оспорить акты исполнительной власти США. Подобные иски тогда рассматривались как серьезное нарушение публичного порядка Соединенных Штатов.
Ответ единой Европы
12 августа 1982 года предшественник нынешнего Европейского союза — Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) — выпустило меморандум с резкой критикой попытки Соединенных Штатов распространить свои ограничения на зарегистрированные в ЕЭС и действующие в Европе компании исключительно на основании наличия акционеров из США. ЕЭС указало американцам, что санкции нарушают их собственное право — действовавший тогда Второй Свод норм права США в области внешних сношений (Restatement (Second) of Foreign Relations Law of the United States). Со ссылкой на документ ЕЭС привело четыре аргумента, исходя из которых США не могли требовать от европейцев автоматического применения санкций:
1) интересы EЭC по регулированию внешнеторговой деятельности своих собственных граждан преобладают над целями внешней политики США;
2) ограничиваемая новыми правилами США деятельность будет осуществляться на территории ЕЭС, а не в Соединенных Штатах;
3) затрагиваемые межгосударственные связи являются более крепкими для ЕЭС, нежели для Соединенных Штатов;
4) от этих мер могут пострадать законные ожидания резидентов ЕЭС.
В меморандуме ЕЭС также отмечалось, что американцам следовало договориться об ограничениях с европейцами еще на начальном этапе нормотворчества. В итоге чрезмерная прыть исполнительной власти США чуть не привела к торговой войне. И уже 13 ноября того же года американцы отменяют данные нормативные положения.
В настоящий момент действует Третий Свод норм права США в области внешних сношений (Restatement (Third) of Foreign Relations Law of the United States), 4-й находится в разработке. Но и в 3-м Своде содержится все тот же ограниченный инструментарий экстерриториального применения американских законоположений, который могут взять на вооружение дипломаты и государственные деятели не только России, но и других стран: от Европы до Азии. Наша с вами задача — при случае напомнить им о нем.