В дополнение к обычным выделенным полосам, на российских дорогах могут появиться платные «выделенки». Об этом глава Минтранса Максим Соколов заявил в интервью Rambler News Service. Впервые это предложение было озвучено Росавтодором три года назад, сегодня оно обсуждается в министерстве на экспертном уровне. Forbes выяснил у экспертов, зачем нужны «VIP-полосы» и как они помогут в борьбе с пробками.
Идея заключается в том, что в часы пик на магистрали начинает функционировать дополнительная полоса – желающие проехать быстрее могут воспользоваться ей, оплатив услугу при помощи автоматизированной системы (транспондера с радиометкой). Система функционирует по принципу обычной платной дороги, за одним исключением — пользоваться магистралью можно и бесплатно, однако мирясь с пробками. Водителей, выезжающих на платную полосу «зайцем», будут отслеживать дорожные камеры.
Такие полосы могут появиться на загородных трассах или вылетных магистралях, однако едва ли станут частью улично-дорожной сети внутри городов: это труднореализуемо из-за большого количества перекрестков, примыканий и так далее.
Введение платных полос — распространенная в мире практика, однако руководитель Московского центра борьбы с пробками (Probok.net) Александр Шумский считает, что их появление в России было бы преждевременным: «Ученик средней школы не станет осваивать сложные формулы, ему еще рано. Наша транспортная культура в настоящее время находится на уровне 6-7 класса. Еще недавно платная парковка воспринималась как что-то диковинное и вызывала недовольство. Думаю, можно поэкспериментировать с этой идей и посмотреть, как отреагируют на нее участники дорожного движения».
«Любая плата — вопрос социальный, — продолжил Шумский. – Если стоимость проезда по такой полосе будет слишком высокой, она будет простаивать, что вызовет недовольство водителей. Если цена окажется низкой – ей будут пользоваться все подряд, и никакого эффекта такая полоса не даст, будет забита как остальные. Это определенный парадокс».
По мнению руководителя Probok.net, сегодняшнему уровню транспортного развития больше соответствует идея платного въезда в населенные пункты: «Это сказалось бы очень быстро и хорошо дополнило платные парковки и развивающуюся систему каршеринга. Однако, это тоже социальный вопрос – власти Лондона семь лет готовили почву для введения платного въезда».
Комплексный подход
Идею платных полос раскритиковал председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин: «Есть опасение, что платные выделенные полосы будет реализованы по тому же принципу, что и обычные — путем изъятия из общего пользования одной из полос. В результате заторы увеличатся, автомобилисты будут еще больше сегрегированы, вырастет количество нарушителей, заклеивающих номера».
В том случае, если полоса будет пристроена к дороге, цена проезда может оказаться непомерной, продолжил эксперт. Он привел в пример опыт строительства платных трасс:
«Все-таки, платные полосы, как и платные дороги, это бизнес-класс, подразумевающий наличие развитого эконом-класса. Лучше сосредоточится на развитии дорожной сети, которая уже давно не соответствует актуальному трафику», — подытожил Похмелкин.
В вопросах платных полос Росавтодор ориентируется на израильский опыт – глава ведомства Роман Старовойт даже совершал визит в эту страну для знакомства с применяемыми технологиями. Платная полоса (fast line) функционирует на 13-километровой трассе, ведущей от аэропорта Бен-Гурион в Тель-Авив. Постоянного тарифа нет, он меняется в зависимости от загрузки, и отображается на информационных табло, установленных над дорогой.
Однако необходимо отметить, что платные полосы на Западе являются частью комплекса мер по снижению трафика: по той же «веделенке» на трассе Бен-Гурион – Тель-Авив можно ездить бесплатно, если в машине находится три и больше людей. Идея Carpool — совместного использования автомобиля — очень популярна в США. Там выделенные полосы предназначены для HOV (high occupancy vehicles) – общественного транспорта и автомобилей с пассажирами.