К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Богачи и дороги: решат ли платные полосы проблему пробок

Фото Pavel Golovkin / AP / TASS
Фото Pavel Golovkin / AP / TASS
Министр транспорта Максим Соколов заявил, что на трассах могут появиться платные «выделенки». Forbes выяснил у экспертов, помогут ли «VIP-полосы» в борьбе с дорожными заторами

В дополнение к обычным выделенным полосам, на российских дорогах могут появиться платные «выделенки». Об этом глава Минтранса Максим Соколов заявил в интервью Rambler News Service. Впервые это предложение было озвучено Росавтодором три года назад, сегодня оно обсуждается в министерстве на экспертном уровне.  Forbes выяснил у экспертов, зачем нужны «VIP-полосы» и как они помогут в борьбе с пробками.

Идея заключается в том, что в часы пик на магистрали начинает функционировать дополнительная полоса – желающие проехать быстрее могут воспользоваться ей, оплатив услугу при помощи автоматизированной системы (транспондера с радиометкой). Система функционирует по принципу обычной платной дороги, за одним исключением — пользоваться магистралью можно и бесплатно, однако мирясь с пробками. Водителей, выезжающих на платную полосу «зайцем», будут отслеживать дорожные камеры.

Такие полосы могут появиться на загородных трассах или вылетных магистралях, однако едва ли станут частью улично-дорожной сети внутри городов: это труднореализуемо из-за большого количества перекрестков, примыканий и так далее.

 

Введение платных полос — распространенная в мире практика, однако руководитель Московского центра борьбы с пробками (Probok.net) Александр Шумский считает, что их появление в России было бы преждевременным: «Ученик средней школы не станет осваивать сложные формулы, ему еще рано. Наша транспортная культура в настоящее время находится на уровне 6-7 класса. Еще недавно платная парковка воспринималась как что-то диковинное и вызывала недовольство. Думаю, можно поэкспериментировать с этой идей и посмотреть, как отреагируют на нее участники дорожного движения».

«Любая плата — вопрос социальный, — продолжил Шумский. – Если стоимость проезда по такой полосе будет слишком высокой, она будет простаивать, что вызовет недовольство водителей. Если цена окажется низкой – ей будут пользоваться все подряд, и никакого эффекта такая полоса не даст, будет забита как остальные. Это определенный парадокс».

 

По мнению руководителя Probok.net, сегодняшнему уровню транспортного развития больше соответствует идея платного въезда в населенные пункты: «Это сказалось бы очень быстро и хорошо дополнило платные парковки и развивающуюся систему каршеринга. Однако, это тоже социальный вопрос – власти Лондона семь лет готовили почву для введения платного въезда».

Комплексный подход

Идею платных полос раскритиковал председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин: «Есть опасение, что платные выделенные полосы будет реализованы по тому же принципу, что и обычные — путем изъятия из общего пользования одной из полос. В результате заторы увеличатся, автомобилисты будут еще больше сегрегированы, вырастет количество нарушителей, заклеивающих номера».

В том случае, если полоса будет пристроена к дороге, цена проезда может оказаться непомерной, продолжил эксперт. Он привел в пример опыт строительства платных трасс:

 
«Если дорога строится с нуля, это длинные деньги. У нас же стремятся к максимально быстрой окупаемости. Как следствие растут цены и наши платные дороги являются самыми дорогими в Европе».

«Все-таки, платные полосы, как и платные дороги, это бизнес-класс, подразумевающий наличие развитого эконом-класса. Лучше сосредоточится на развитии дорожной сети, которая уже давно не соответствует актуальному трафику», — подытожил Похмелкин.

В вопросах платных полос Росавтодор ориентируется на израильский опыт – глава ведомства Роман Старовойт даже совершал визит в эту страну для знакомства с применяемыми технологиями. Платная полоса (fast line) функционирует на 13-километровой трассе, ведущей от аэропорта Бен-Гурион в Тель-Авив. Постоянного тарифа нет, он меняется в зависимости от загрузки, и отображается на информационных табло, установленных над дорогой.

Однако необходимо отметить, что платные полосы на Западе являются частью комплекса мер по снижению трафика: по той же «веделенке» на трассе Бен-Гурион – Тель-Авив можно ездить бесплатно, если в машине находится три и больше людей. Идея Carpool — совместного использования автомобиля — очень популярна в США. Там выделенные полосы предназначены для HOV (high occupancy vehicles) – общественного транспорта и автомобилей с пассажирами.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+