Русские гастроли: как звезды российского шоу-бизнеса покоряют Америку
«Бочковая селедка», «русские буквы для клавиатуры», «Концерт Светланы Лободы» — именно в таком порядке размещены постеры на доске объявлений в магазине русских продуктов в Сиэтле. Этот город, как и десяток других городов США и Канады, где много русскоязычного населения, переживает настоящее нашествие российских артистов. По словам промоутеров, поток русских звезд шоу-бизнеса хлынул в Америку в 2015 году после украинских событий 2014 года, которые закрыли эту страну для российских артистов, и падения курса рубля.
«Русские артисты всегда с большим удовольствием ездили на гастроли в США, где можно совместить работу с отдыхом, шопингом и встречами с друзьями и родственниками, — комментирует музыкальный продюсер Евгений Фридлянд. — Американская публика, ностальгирующая по родине и продолжающая смотреть российские телеканалы, встречает их тепло, концерты получаются кассовыми». По его оценке, в последнее время этот поток вырос еще и потому, что концертный бизнес отечественных звезд в России не приносит им прежних гонораров.
Forbes изучил афишу гастролей российских артистов, прошедших в ноябре-декабре 2017 года в Нью-Йорке, Сан-Франциско и Сиэтле. За это время в трех городах состоялось 24 выступления самых разных жанров, от концертов Бориса Гребенщикова, группы «ЧайФ», Лолиты, Анжелики Варум, Леонида Агутина и «Дискотеки Аварии» до творческой встречи с журналистом Александром Невзоровым, спектакля Максима Аверина и детского «Фикси-шоу». Билеты на эти мероприятия стоили от $30 до $156, при условии полной загрузки залов валовые сборы могли составить $1,61 млн.
Самые часто гастролирующие по США артисты, пожалуй, — выходцы из Comedy Club. В 2017 году в стране побывали Михаил Галустян и Александр Ревва с шоу Best of the best of the best. Семен Слепаков отправляется в большой гастрольный тур по США в апреле-мае 2018-го.
Аудитория
Согласно данным бюро The United States Census, в США проживает чуть больше 3 млн «русских американцев» (данные на 2009 год), около 1 млн «американских украинцев» (2009), около 800 000 «американских белорусов» (2012), почти 500 000 «американских армян» (2014). Еще есть русскоговорящее еврейское сообщество, его размер, по разным оценкам, колеблется от 500 000 до 800 000 человек. Таким образом, целевая аудитория русскоязычных артистов в США составляет не менее 5,8 млн человек, если учитывать также выходцев из других стран бывшего СССР.
Однако любителей русской музыки среди них не так много. «75% из этих людей никуда не ходит, а треть из них и вовсе терпеть не может ничего русскоязычного», — говорит Гарик Лившин, руководитель концертного агентства PTB Events. Forbes провел опрос в Facebook: из 250 русскоязычных жителей Сиэтла хотя бы раз в году на выступлениях артистов из России было 140 человек (или кто-то из членов семьи).
Сколько русскоязычные американцы тратят на посещение концертов артистов из России? По оценке Гарика Лившина, объем рынка русскоязычных гастролей в Северной Америке не превышает $50 млн. При этом 75% сборов сконцентрировано в крупных городах: Нью-Йорке, Торонто, Чикаго и Лос-Анджелесе, остальные 25% делят Сан-Франциско, Сиэтл, Бостон, Филадельфия, Вашингтон, Денвер, Даллас, Атланта, Ванкувер, Монреаль. Алекс Петров, основатель афиши и билетного сайта Eventcartel.com, оценивает рынок примерно в те же $50-70 млн.
Организаторы
Основными поставщиками российских исполнителей на американский рынок выступают компании-«прокатчики», десяток из них — крупные. Они договариваются с администрацией артистов и организовывают туры под ключ: расписание, продажа билетов, визы, перелеты, гостиницы, реклама и промоушен. Зачастую они подключают к работе агентов непосредственно в городах проведения гастролей, чтобы найти подходящий концертный зал, оповестить местное русскоязычное сообщество, организовать сопровождение артистов на месте.
Один из игроков рынка — Владимир Быховский, основавший в 2007 году компанию Show Birzha. Быховский переехал в Нью-Йорк из Киева в конце 1990-х, в 2000-2008 годах он отправлял на родину товары из США, а после «упадка бизнеса» решил заниматься шоу-бизнесом. За 2017 год Show Birzha провела четыре концертных тура, в каждом семь-восемь городов в США и Канаде. В январе Быховский, практически живущий в самолете, лично провез шоу Comedy Woman по 10 городам. В планах на 2018 год — концерты Ани Лорак, театральный спектакль «Роковая страсть» с участием Максима Дрозда и Елены Захаровой и программа Павла Воли «Большой Stand Up».
По словам Быховского, выйти на администрацию того или иного артиста не составляет большого труда, а переговоры о турах начинаются, в среднем, за год до намеченных сроков.
Гонорары
Востребованные артисты могут собирать c тура сотни тысяч долларов. Гонорар Валерия Меладзе, согласно афише «чарующе импульсивного артиста», который весной едет в тур по четырем городам США, может составлять $15 000-20 000 за концерт, оценивает Евгений Фридлянд. «Приличный артист», по его оценке, за тур из 10 городов может заработать $200 000-300 000. Гонорар Стаса Михайлова, который был в туре по США в начале января, по словам участников рынка, составлял $25 000-35 000 за город. У театральных артистов гонорары намного меньше, например, Сергей Маковецкий, выступавший в феврале 2018-го со своим моноспектаклем «Фима, Фимочка, Ефим», получает $3000-4000 с города.
Гонорар Чулпан Хаматовой, в сентябре объехавшей семь городов США и Канады со своим творческим вечером «Пунктиром», «ровно такой же, как и в России, только конвертированный в доллары», отмечает ее продюсер Кирилл Заякин. По его словам, артистке «интересна Америка, это хорошая возможность и отдохнуть, и поработать». До этого Хаматова была в США несколько раз c театральными проектами. В программе творческого вечера «Пунктиром» финальная часть отводится ее благотворительному фонду «Подари жизнь». В этот раз Хаматова в дополнение рассказывала и про американский фонд Podari.Life. Это позволило привлечь «более $10 000 от новых доноров», говорит директор Podari.Life Леля Шергова.
Гонорары артистов, как правило, фиксированные. Все риски несут «прокатчики». Сколько они зарабатывают? Гарик Лившин из PTB Events изъясняется на этот счет довольно туманно: прибыль в 30% от сборов — «это отраслевой стандарт, но в то же время и мечта».
На финансовые результаты концерта в каждом городе относятся общие расходы (авиабилеты, трансферы, визы, реклама, выходные дни), технический и бытовой райдеры. Артисты, приезжающие коллективами в среднем в количестве 15 человек, хотят жить в отелях не ниже четырех звезд, перемещаться на «мерседесах» и иметь охрану, бывают и специфические требования, например, чтобы в номере каждое утро была манная каша или свежий творог, рассказывает один из агентов.
С целью снижения расходов организаторы туров, порой, выбирают для артистов не самые комфортные площадки. Например, концерт группы «ЧайФ» в Сан-Франциско проходил в актовом зале high school. В Сиэтле концерты зачастую проходят на площадке в пригороде в 45 минутах езды от центра города. Земфире, собирающей в России стадионы, в Америке приходится довольствоваться небольшими клубами.
Для возможности выступать в США артисты получают специальную гастрольную визу типа «Р», в консульство нужно предоставить письмо от американской гильдии актеров о том, что привозимое шоу является уникальным, и согласованные даты поездки, рассказывает Лившин. По его словам, визы обычно получают все артисты. Однако недавние проблемы с выдачей американских виз сказались и на некоторых представителях шоу-бизнеса.
Гонорары «прокатчики» перечисляют на российские банковские счета артистов. Налоги в США платят компании — организаторы туров.
Города
Самые успешные концерты проходят в Нью-Йорке, ведь здесь самое многочисленное русскоязычное сообщество, рассказывает Быховский. Лившин оценивает его в 1,5 млн человек. Еще артисты любят выступать в Майами, где заодно можно отдохнуть. «Иногда удается построить график тура так, чтобы несколько выходных дней провести именно в Майами, это хороший релакс между концертами», — делится он.
За последние пять лет на концертном рынке Майами произошли качественные изменения, ведь диаспора увеличивается не только количественно, но и качественно — она молодеет, становится более активной, говорит Анна Кровякова, издатель местного журнала Miami Me. «Если раньше форпостами русской культуры в США были только Нью-Йорк и Бостон, то теперь и у нас проводят и интересные творческие встречи, и спектакли», — рассказывает Кровякова. В ее журнале с недавних пор появилась рубрика «Афиша», где размещаются анонсы концертов. Этой весной в Майами ожидают Ренату Литвинову, «Машину времени», Александра Малинина и спектакль «Двое на качелях» с Григорием Антипенко и Татьяной Арнтгольц.
Украшением культурной жизни «солнечного острова» Кровякова считает проект журнала Russian Movies Miami, в рамках которого недавно приезжал Алексей Учитель со своей «Матильдой», и вскоре ожидается Леонид Парфенов с «Русскими евреями». «Еще пять лет назад эти мероприятия, которые сейчас проходят в лучших театрах города, не встретили бы в Майами своего зрителя», — убеждена Кровякова. Всего в прошлом году в Майами состоялось 30 русскоязычных концертов, театральных постановок и детских шоу.
Рынок русскоязычных концертов в Бостоне составляет $600 000 в год, оценивает Гарик Лившин из PTB Events. Он отмечает, что за последние три-пять лет тот поменялся «кардинальным образом». С января по июнь в Бостоне запланировано 15 концертов.
Города Западного побережья США русскоязычные артисты распробовали совсем недавно, но уже сейчас за публику здесь борются звезды, которые раньше доезжали только до Восточного побережья и иногда до Лос-Анджелеса.
Например, только на рынке Сиэтла и окрестностей, где проживает около 50 000 русскоязычных, работают пять промоутеров. Все вместе они обеспечивают бесперебойный поток артистов, на которых с удовольствием ходят местные иммигранты, в основном это семьи программистов, работающих в штаб-квартирах Microsoft и Amazon, рассказывает Анастасия Подлазова, президент промоутерской компании RC Group. По подсчетам Подлазовой, в штате проходит порядка 15 больших концертов в год.
Карина Захарова из Сан-Франциско совмещает работу промоутера с позицией тестера программного обеспечения. Один из ее последних проектов — стендап-шоу Александра Незлобина. Захарова зачастую сотрудничает с Быховским, в этом случае на ней рассылка по локальной базе, размещение флаеров в русских магазинах, помощь артистам на площадке.
Афиша
Главным источником информации о предстоящих концертах выступают локальные группы в Facebook с информацией о билетах. Иногда здесь можно подзаработать на артистах, например, в группе Russian Business in San Francisco 14 января было размещено объявление «Срочно нужен парикмахер для Стаса Михайлова сегодня на 17:30 в Palace of Fine Arts. Платят хорошо».
Самая эффективная реклама на сегодня — это реклама в соцсетях, считает Быховский. По его словам, также концерты продвигаются через рекламу на телеканале «Картина ТВ», в прессе и через собственную клиентскую базу промоутеров.
Билеты на русскоязычные концерты продаются с высокими комиссионными. Такие гранды, как Борис Гребенщиков, могут себе позволить продавать билеты на серьезной платформе AXS (с 18%-ной комиссией), но чаще звезды довольствуются платформами, созданными специально для продажи билетов русскоязычным с соответствующим интерфейсом. Одной из таких компаний является eventcartel.com, комиссия составляет от 3% до 20% от номинала билета.
Eventcartel.com, созданная в 2013 году в Лос-Анджелесе для собственных промоутерских нужд, сейчас базируется в Нью-Йорке и продает билеты на русскоязычные мероприятия в четырех городах (в этом году планируется подключение еще нескольких), рассказывает ее основатель Алекс Петров. По его словам, объем продаж билетов за 2007 год превысил $3 млн. Также компания зарабатывает на информационном сопровождении туров.
По словам Петрова, наиболее востребованными в 2017 году были туры «Ленинграда», Земфиры и «Океана Эльзы».
Перебор
Топовые артисты продаются хорошо, но бывает, что тур отменяется из-за низкого спроса на билеты, отмечает Петров. Например, в 2016 году был отменен тур Гарика Сукачева, также отменяются некоторые театральные события. Да и не все концерты доехавших артистов проходят с аншлагом.
На концерт Евгения Гришковца, что состоялся в Сиэтле в мае 2017 года, было продано около 100 из 300 билетов номиналом $40-70. Сам Гришковец со сцены признался, что его гастроли в Америке не удались, рассказывает медиааналитик Александра Иорик, присутствовавшая на концерте. Почему? Одна из причин: иммигранты после переезда в США не знают новых русских артистов, о Гришковце многие из них могли и не слышать.
Не самым удачным был и январский концерт Стаса Михайлова в Бостоне. Но тут другие причины. В этот же вечер в городе проходил спектакль «Бродский/Барышников». В итоге певец собрал в Бостоне всего 500 человек, что при средней цене $80 за билет едва покрывает его гонорар. Неудачным называют участники рынка и новогодний тур группы «Дискотека Авария».
Ближайшие пару лет будут очень насыщенными разными мероприятиями, прогнозирует Быховский. И это плохо для артистов и организаторов туров. «Зритель не в состоянии «переварить» такое количество концертов. Если в городе проходит по три-четыре больших шоу в месяц, то активная тысяча зрителей, которая могла бы прийти на один концерт, растворяется между мероприятиями», — говорит он.
По мнению Иорик, гастрольный бизнес российских артистов сойдет на нет тогда, когда вырастет нынешнее поколение детей, воспитанных уже в американской культуре. Тогда в выигрыше останутся артисты, на концерты которых будет ходить местная публика.
Примеры уже есть. Скандально известная группа Pussy Riot планирует гастроли по Западному побережью США на конец марта. Во всех четырех городах по пути их следования билеты давно распроданы. А мероприятия в Facebook еще с января пестрят сообщениями американцев, умоляющих продать им пару билетов, номинал которых составляет всего $25.