Средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила 1,33 млн рублей, что на 2% больше, чем в 2016-м — такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат». По словам экспертов и автопроизводителей, это связано как с плановым ежегодным подорожанием, так и валютными колебаниями, а так же изменением стратегии на российском рынке.
«Весь прошлый год производители продолжали компенсировать накопившуюся разницу между валютными курсами. Кроме того, есть понятие планового подорожания, оно объясняется тем, что автомобили с каждым годом становятся все сложнее, а новые технологии еще недостаточно обкатаны в производстве. Взять, к примеру, электрокары: они дороги, потому что батареи сегодня стоят сумасшедших денег. Однако, со временем их стоимость снизится», — рассказал Forbes главный ректор портала «За Рулем» Аратур Саруханов.
В исследовании отмечается, что из брендов, входящих в топ-35 продаж, больше всего подорожали машины китайских брендов — Chery и Geely. «Самые большие трудности испытывают марки, делающие ставку на импорт. Так как они жестко зависят от курса рубля по отношению к местной валюте», — отметил Саруханов.
По словам руководителя пресс-службы АО «Чери Автомобили Рус» Евгении Никитеной-Кацарской, увеличения цен связано со стратегией развития марки на российском рынке: «Был сделан фокус на сегменте SUV c полным отказом от седанов, а модельный ряд целиком обновлен. Так, в декабре 2016 года был представлена рестайлиноговая версия полноразмерного кроссовера Tiggo 5, в феврале прошлого года был выпущен среднеразмерный кроссовер Tiggo 3, а в апреле состоялся старт продаж компактного кроссовера Tiggo 2».
Семь марок показали умеренный рост цен — от 10 до 20%. В их число входят такие крупные игроки как Volkswagen, Hyundai и KIA. На запрос Forbes они не ответили. Еще у 21 бренда показатель роста не превысил 9% — таких как Renault, Skoda, BMW, Ford и LADA.
Как рассказал Forbes президент и генеральный директор Ford Sollers Адиль Ширинов, вопросы ценообразования увязаны с локализацией моделей: «Благодаря нашим усилиям по вертикальной интеграции, нам удалось добиться в среднем 60% локализации автомобилей и 78% локализации двигателей. Особое внимание мы уделяем переходу на локальное сырье, в том числе металл и пластик, которые мы практически в полном объеме локализовали на самых популярных моделях. Кроме того, мы постоянно работаем над эффективностью производства, применяя гибкие подходы и постоянно внедряя инновации в процесс – так, например, уровень автоматизации нашего двигательного завода составляет более 90%. Все вышеописанное напрямую влияет на нашу политику ценообразования, так как позволяет противостоять колебаниям курса валют и планомерно работать над снижением себестоимости продукции в России».
Все выше и выше
В текущем году автомобили в России могут подорожать на 5-7% — такого мнения придерживается директора «Автостата» Сергей Целиков. Это произойдет из-за увеличения ставок утилизационного сбора и повышение акцизов на машины, мощностью свыше 200 л.с. Последнее можно трактовать как скрытую модификацию налога на роскошь, так как затрагивает оно, в основном, дорогие машины. Хотя и бюджетные марки предлагают 200-сильный автомобили, например — Kia Soul 1.6 T-GDI DCT. Если в 2017 году размер акциза составлял 84 000 рублей, то в этом году придется доплатить уже 142 000 рублей.
Что касается утилизационного сбора, то его размер будет зависеть от множества факторов — объемов производства, экологичности транспортного средства, импорта, и так далее. Как заявил вице-премьер Аркадий Дворкович, сбор будет изменен «в разной степени» по разным типам машин — до 15%. В январе Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) впервые за свою историю не смогла дать годовой прогноз по российскому авторынку — как раз из-за неопределенности с размером утилизационного сбора.
В первом месяце 2018 года российский авторынок вырос на 30% по отношению к январю прошлого года, до 102 400 автомобилей. Такие данные приводит АЕБ. Это наиболее значительный рост с начала кризиса в 2014 году.