К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Бег с препятствиями. Почему в России проваливается программа поддержки малого бизнеса

Фото Sanjin Strukic / PA Images / TASS
Фото Sanjin Strukic / PA Images / TASS
Объем господдержки зависит от числа малых и средних предпринимателей в регионе. Вполне логично, что на Татарстан и Москву тратится гораздо больше средств, чем на Алтайский край и Магаданскую область

Недавняя проверка Счетной палаты выявила невыполнение основных показателей подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства». В частности, на малых и средних предприятиях в 2016 году в России было занято 26,1% трудящихся запланированных 28,1%, а вместо 109 500 запланированных рабочих мест в секторе МСП было создано лишь 35 000.

Крупные пробелы в региональной отчетности не позволяют контролировать выполнение программы в ряде регионов, где из использованных 34,4 млрд рублей отчитались только за 9,3 млрд рублей. Вопросы вызвал и механизм распределения региональных субсидий, при котором более 20% бюджетных средств были направлены в пять регионов: Татарстан, Башкортостан, Московская область, Свердловской область и город Москву.

Вариации подсчета показателей

В статистике по малым и средним предприятиям есть некоторые крупные несоответствия, которые нужно иметь в виду при сопоставлении показателей.

 

Во-первых, существуют два основных источника данных о численности работников малых и средних предприятий — реестр МСП, который ведет ФНС, и ежегодные выборочные обследования Росстата. Данные по численности между ними различаются больше чем на миллион работников. А сравнение важно проводить на абсолютно сопоставимых данных.

Во-вторых, сравнение предполагает внимательную работу с показателями. Отношение числа работников в секторе МСП к общей численности занятых (получено по опросам Росстата, включая неофициально самозанятых) существенно занижает долю сектора МСП. В этом случае доля занятых в сфере МСП с 2008 года сократилась с 29,5% до 24,1% (26,2% по данным реестра), что даже хуже, чем рассчитала Счетная палата. Методически правильнее делить среднесписочную численность работников сектора МСП на аналогичный показатель по всей экономике. При таком подходе доля сектора хотя и снизилась за рассматриваемый период с 36,3% до 34,7%, но показатели стратегии МСП пока выполняются.

 

Экономические факторы

Реальная экономическая ситуация не самым благоприятным образом влияет на развитие предпринимательства и ограничивает возможности регулятора. Важнейший фактор предпринимательской активности в России, по нашим исследованиям, — это объем доступных рынков. Около 42% фирм сферы МСП в России занимаются торговлей, они формируют до 60% оборота сферы МСП, а следовательно, сокращение платежеспособного спроса, наблюдаемое с конца 2014 года, больно бьет по малым и средним предприятиям.

Структура сферы МСП в России такова, что подавляющее большинство (более 95%) фирм — это микробизнес и индивидуальные предприниматели (ИП), которые, по данным реестра МСП, на текущий момент трудоустроили чуть более 11 млн человек, то есть больше половины от численности всех работников сектора МСП. При этом, согласно эмпирическим исследованиям, большинство новых рабочих мест создают малые и средние быстрорастущие компании.

Для достижения целевых показателей по занятости программа должна фокусироваться на ликвидации барьеров роста, на обеспечении условий для превращения микробизнеса в малый, а малого — в средний, на создании доступа к финансированию на каждой стадии роста.

 

Денег нет

Поддержка МСП в России оказывается по нескольким направлениям, включая программу Минэкономразвития, деятельность корпорации МСП и МСП Банка, снижение административной нагрузки и др. Лишь программа Минэкономразвития реализуется в виде субсидирования регионов России для оказания разного рода поддержки МСП, включая финансовую, услуги по принципу «одного окна» и др. Условием предоставления субсидии является софинансирование: регион должен самостоятельно обеспечить по крайней мере 5% (но не более 70%) своих расходных обязательств по поддержке МСП. В последние годы объем финансирования сокращается.

По нашим подсчетам, более 45% малых и средних предприятий расположены в 10 регионах России: это Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Краснодарский край, Свердловская область, Ростовская область, Республика Татарстан, Новосибирская область, Челябинская область, Нижегородская область. На те же регионы приходится около 43% занятых в сфере МСП. Учитывая разные финансовые возможности субъектов Федерации и разный уровень развития сферы МСП в них, диспропорции в распределении субсидий — это нормальная практика.

Сравнивать объем средств, выделяемый на господдержку различных регионов, в абсолютных значениях некорректно, поскольку объем господдержки зависит от числа малых и средних предпринимателей в регионе. Вполне логично, что на Республику Татарстан и Москву тратится гораздо больше средств, чем на Алтайский край и Магаданскую область. Более того, если бы основной целью программы поддержки МСП был рост количественных показателей, то поддержку следовало бы сосредоточить лишь на регионах-лидерах, которые могут обеспечить нужный прирост показателей.

Что делать?

Но для развития предпринимательства в России необходимо, чтобы инфраструктура поддержки была доступна в каждом регионе. Для этого важно скорректировать принципы распределения субсидий с учетом созданной инфраструктуры. Кроме того, регионы должны более активно информировать предпринимателей о существующих мерах государственной поддержки и возможностях для развития бизнеса. Чтобы стимулировать региональные администрации проводить такую работу, Минэкономразвития России составляет рейтинг субъектов по информационному освещению темы.

Для невыполнения ряда показателей по развитию малого и среднего бизнеса есть и вполне объективные причины, в частности, падение доходов населения. Но есть и специфические, характерные для особенностей поддержки этой сферы государством. Но итог один: существует потенциал для улучшения этих показателей в будущем. Это зависит и от федеральных властей, и от руководства регионов.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+