В первом месяце 2018 года российский авторынок вырос на 30% по отношению к январю прошлого года, до 102 400 автомобилей. Такие данные приводит Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Это наиболее значительный рост с начала кризиса в 2014 году. По словам председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, «мощный старт» обусловлен низкой базой прошлого года, в дальнейшем рынок ждет «позитивная динамика, хотя и с меньшим размахом».
«Можно сказать, что это рост в показателях, а не в штуках», — заявил Forbes зампред правления ГК «Автоспеццентр» Александр Зиновьев. В прошлом январе было реализовано 77 000 машин, что является самым низким показателем за пять лет. Для сравнения — в январе 2014 года дилеры продали 152 000 автомобилей.
«Наблюдаемый спрос связан как с выгодными предложениями при реализации машин выпуска 2017 года, так и с тем, что потребители ожидают дальнейшего роста цен. Однако есть опасения, что январский результат оттянул на себя часть февральского и мартовского, так что продажи в следующие месяцы просядут», — предупреждает Зиновьев.
Схожего мнения придерживается автомобильный эксперт Игорь Моржаретто: «В январе люди шли в автосалон не только за скидками от производителей, но и за 10% скидкой от государства по программам стимулирования потребительского спроса. Выделенные на эти меры поддержки деньги заканчиваются — их хватит на первый квартал, может быть, удастся зацепить начало второго. А потом правительству придется выбирать: или выделять дополнительные средства, либо наблюдать за откатом авторынка».
Отметим, что Ассоциация европейского бизнеса по-прежнему затрудняется с прогнозом на текущий год. Это связано с неопределенностью по поводу ставок утилизационного сбора. Как заявил вице-премьер Аркадий Дворкович, сбор будет изменен «в разной степени» по разным типам машин — до 15%. По мнению директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, это приведет к подорожанию машин на 5-7% за год.
В своих прогнозах эксперты разошлись: так, по мнению зампреда правления ГК «Автоспеццентр», в годовом выражении продажи вырастут на 10-15%. Игорь Моржаретто, напротив, убежден, что рынок застынет около 0%.
Рынок в цифрах
Согласно статистике АЕБ, в январе наиболее востребованным остался отечественный бренд Lada: продажи марки выросли на 29%, до 21 000 автомобилей. На втором месте Kia: +49%, 15 300 машин. Замыкает тройку лидеров Hyundai с результатом 8 800 проданных автомобилей (+31%).
Что касается моделей-лидеров, то впервые самым продаваемым автомобилем в России стала Lada Vesta – 6 700 реализованных машин (+63%). Следом идет KIA Rio, чьи продажи увеличились на 15,6%, до 6 600 машин. Третье место занимает еще одна модель «АвтоВАЗа» — Lada Granta: 5 315 автомобилей (+14,9%). В сегменте SUV лидирует кроссовер Hyundai Creta, всего было продано 3 833 автомобиля (+49,4%).
В 2017 году российский авторынок вырос на 11,9%. «Несмотря на слабый старт в январе и феврале, за весь год продажи пассажирских и легких коммерческих автомобилей в России выросли до уровня 1 596 млн штук. Рынку предстоит долгий путь возвращения к его прежнему размеру, но первый и очень важный шаг в правильном направлении сделан», — заявил Йорг Шрайбер.
Лидерство на российском рынке сохраняет «АвтоВАЗ», реализовавший 311 000 автомобилей (+17%). На втором месте Kia – 182 000 проданных машин (+22%). Замыкает тройку лидеров Hyundai с показателем 158 000 автомобилей, что на 9% больше по сравнению с прошлым годом. Далее идут Renault (136 000) и Toyota (94 000 машин).