Проблемы роста. Россия должна преодолеть риски цифровой экономики
Сегодня сектор высоких технологий в России составляет менее четверти всей экономики, что ставит ее на скромное 44-е место в мире. На Россию приходится менее 0,5% мирового экспорта высокотехнологичной продукции, причем российский экспорт хайтека — это преимущественно продукция сферы военных технологий. При этом производительность труда в обрабатывающей промышленности не достигает и трети от производительности труда США, что говорит о существенных резервах для автоматизации, которые остаются у России. Сохранение текущего положения дел может грозить потерей национального технологического суверенитета.
Вместе с тем, в мире по мере развития цифровой экономики нарастают риски технологической безработицы, в стороне от которых не останется и Россия, даже учитывая текущий уровень развития высоких технологий. По нашей оценке, существует вероятность потенциальной замены роботами (автоматизации) до 45% современных рабочих мест к 2035 г. В наибольшей степени этим рискам подвержены Ленинградская, Владимирская, Калужская, Липецкая, Новгородская и Челябинская области, в которых высока доля обрабатывающей промышленности, вследствие чего не менее 47% работников могут в скором времени стать безработными.
Возможность преодолеть вероятный кризис занятости и одновременно сократить технологическое отставание кроется в развитии альтернативных видов и сфер занятости, прежде всего, связанных с творческой деятельностью, предпринимательством, исследованиями, инновациями, высокотехнологичным сектором экономики в целом, в том числе в создании роботов и их обслуживании, разработке программного обеспечения.
Национальный доклад о развитии высокотехнологичного бизнеса в регионах России, выпущенный РАНХиГС и АИРР в 2018 году, предлагает систему мониторинга для анализа развития высокотехнологичного сектора в России, в разбивке по регионам. Для развития технологического предпринимательства особенно важны концентрация человеческого капитала, общий уровень технологического развития, благоприятные институциональные условия и обеспеченность региона информационной и инновационной инфраструктурой.
Исходя из этого, потенциальные центры «новой экономики» в России – это Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Краснодарский край, Татарстан, Нижегородская и Тюменская области, Красноярский и Пермский край, Башкортостан, Самарская, Свердловская, Челябинская и Новосибирской области.
Для реализации потенциала этих центров как точек роста технологического предпринимательства, в первую очередь, необходима целенаправленная политика региональных администраций по развитию системы непрерывного образования, переобучения новым специальностям, обучения предпринимательству. Основной ресурс цифровой экономики – человек с набором уникальных компетенций, поэтому особенно важна поддержка специализированных образовательных программ вузов. Примером может служить Томская область, где создана единая экосистема инноваций, включающая ключевые вузы – ТГУ, ТПУ, ТУСУР, в каждом из которых созданы десятки технологических компаний.
В Санкт-Петербурге успешную политику по взаимодействию с высокотехнологичными компаниями (например, BMW) проводит университет СПбПУ. Взаимодействие с вузами, их интеграция в высокотехнологическую деятельность осуществляется путем формирования кластерных инициатив, вовлечения в экспертные отраслевые советы. Также региональные администрациям необходимо поддерживать инициативы по формированию предпринимательских вузов с обязательной защитой диплома в форме созданной компании в соответствии с программой «Цифровая Россия» (опыт ДВФУ). Особое значение приобретают программы молодежного предпринимательства.
Одновременно необходима реализация мер по созданию комфортных условий для жизни: это и программы ипотечного кредитования, как в Калужской области, и выделение земельных участков и развитие пригородов, как в Белгородской области, и арендное жилье, как в Иннополисе и ИТ-парке в Татарстане, и развитие городских пространств и культурной среды, по примеру проекта ИНО Томск в Томской области.
Необходимо увеличение частных инвестиций в НИОКР, в том числе с помощью механизмов связанных грантов и инновационных ваучеров, гарантирующих целевое расходование бюджетных средств. Связанные гранты могут выдаваться университетам на разработку совместной технологии с промышленными предприятиями, а инновационные ваучеры – малым инновационным компаниям для оплаты университетских исследований. В критерии эффективности вузов необходимо включить результаты интеллектуальной деятельности, созданные совместно с другими организациями.
Обязательно увеличение инвестиций в информационную инфраструктуру, создание зон бесплатного доступа в интернет в крупных городах и обеспечение 100% покрытия сотовой связью с возможностью доступа в интернет всех поселений региона. В качестве простой, но эффективной меры можно назвать обеспечение свободного доступа к инновационной инфраструктуре всем технологическим компаниям региона.
Совокупность мер, направленных, с одной стороны, на привлечение и удержание квалифицированных специалистов, а с другой стороны, на обеспечение доступа к финансированию и создание благоприятных институциональных условий, способны создать точки роста высокотехнологичного сектора в нескольких регионах России.