Эра конкуренции. Страны ОПЕК и Россия будут бороться за рынки сбыта нефти
Спенсер Дейл, главный экономист нефтегазовой компании BP, и Бассам Фаттух, директор Oxford Institute for Energy Studies, в своем докладе «Пик потребления нефти и долгосрочные цены на нефть» заявляют, что точная дата максимального потребления нефти зависит от огромного количества факторов и неизвестных. По мнению авторов, стоит иначе расставить акценты и сосредоточиться на рассмотрении экономических процессов будущего, вызванных драматическим сокращением потребления черного золота.
Дейл и Фаттух проанализировали несколько прогнозов динамики спроса на нефть, среди которых прогнозы Международного энергетического агентства, ОПЕК, British Petrolium, Wood Mac, и сделали вывод, что к 2040-2050 годам продажи нефти начнут падать.
Спрос будет падать медленно, и миру в середине XXI века по-прежнему понадобятся десятки миллионов баррелей в день в течение долгого времени, считают авторы доклада. Однако тенденция сокращения потребления нефти будет необратимой — повышение эффективности использования энергетических ресурсов в сочетании с развитием технологий, политические меры и социальные предпочтения приведут к тому, что в транспортном секторе будут активнее использоваться другие виды топлива. В частности, из-за распространения электромобилей нефтепроизводителям (в первую очередь ОПЕК и России) придется довольствоваться существенно меньшим и очень конкурентным рынком, бороться за свою нишу и снижать цены на нефть.
Лучше деньги в банке, чем нефть в земле
Прохождение пика спроса на нефть вызовет настоящий «сдвиг парадигмы»: от эры мнимого дефицита к эре переизбытка, что серьезно скажется на нефтяных рынках, сообщается в прогнозе Oxford Institute for Energy Studies. Производителям будет значительно выгоднее добывать больше нефти и продавать ее по низким ценам — в отличие от сегодняшней стратегии, направленной на сокращение объемов добычи и повышение нефтяных цен.
Поэтому даже после прохождения пика потребления странам — производителям нефти потребуются колоссальные инвестиции в разработку новых месторождений и добычу, чтобы возместить падение на уже эксплуатируемых. Тем не менее многие из существующих ресурсов никогда не будут востребованы — про угрозу истощения запасов нефти можно забыть, утверждается в прогнозе.
Рынок станет значительно более конкурентным, владельцы ресурсов — страны ОПЕК и Россия — будут бороться за рынки сбыта, чтобы сохранить свою долю на рынке и разрабатывать запасы, не оставляя их в недрах земли. Каждый будет стремиться быстрее разработать и монетизировать свои запасы, не оставляя их в земле — пока они еще хоть что-то стоят — в соответствии со стратегией «higher volume, lower price».
Производители с низкой себестоимостью станут вытеснять с рынка нефтедобытчиков с низкой рентабельностью. Преимущества получат страны с возможностью стремительно увеличить добычу, например Саудовская Аравия, где себестоимость нефти сейчас ниже $10 за баррель, Кувейт и ОАЭ. Тем странам, где такой возможности нет, придется приспосабливаться к новым вызовам, диверсифицировать свою экономику — им потребуются десятилетия, чтобы сократить затраты на добычу и нарастить ее. Одно из возможных последствий сокращения спроса на нефть — обрушение национальных валют нефтяных стран.
По прогнозу Oxford Institute for Energy Studies, банки перестанут выдавать кредиты крупным корпорациям на разработку новых месторождений из-за длительного срока возврата капитала, а также странам, основу экономики которых составляет экспорт нефти.
Затраты государств
В частности, главной головной болью стран-нефтедобытчиков станет снижение так называемых расходов на общественные нужды — бюджетных расходов, которые государства привыкли финансировать за счет нефтедолларов: финансирование деятельности правительства, расходы на оборонный комплекс, здравоохранение, образование и соцзащиту.
Так, в пяти основных странах —производителях нефти Ближневосточного региона порог безубыточности с учетом вышеперечисленных социальных расходов составлял порядка $60 за баррель на 2016 год при себестоимости добычи нефти $10 за баррель.