Чтобы аварийность сократилась до нуля, российским водителям необходимо как можно скорее полюбить инспекторов — к такому неожиданному выводу можно прийти, ознакомившись с правительственной стратегией безопасности дорожного движения, утвержденной премьер-министром Дмитрием Медведевым. Я внимательно изучил документ, который был официально принят и опубликован, и выделил самые важные, с точки зрения правительства Российской Федерации, факторы и причины, непосредственно влияющие на высокий уровень смертности и травматизма в дорожно-транспортных происшествиях.
Кто виноват
За последние несколько лет смертность на наших дорогах несколько снизилась. Например, за 11 месяцев 2017 года в ДТП погибло 17 185 человек, а 194 266 было ранено. Притом что это огромные цифры, за которыми стоят человеческие трагедии, смертность на российских дорогах находится на минимальном уровне за последние 18 лет.
Безусловно, правительство должно предпринимать дальнейшие усилия для того, чтобы снижать аварийность на российских дорогах. Но давайте посмотрим, кого в утвержденной стратегии назначили крайними и насколько справедливы тезисы.
1. Виноваты водители. Опираясь на статистику ГИБДД, правительство сделало вывод, что в 85% ДТП виноваты водители, нарушившие ПДД. При этом на долю таких происшествий приходится 80% погибших и 90% раненых.
2. Виноваты водители-новички. По вине водителей со стажем менее 2 лет в 2016 году погибло 1154 человека и ранено 16 953 человека.
3. Виноваты водители, управляющие автомобилями, которые принадлежат юридическим лицам. Начиная с 2013 года растет количество происшествий, совершенных из-за нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, и число раненых в них людей.
4. Виноваты пьяные водители. Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях из-за нарушений правил дорожного движения водителями в состоянии опьянения за последние 10 лет увеличилось в 1,8 раза (увеличение на 78,8% в 2016 году к 2007 году), в то время как общее число погибших на дорогах страны сократилось на 39% за рассматриваемый период.
5. Виноваты водители, сбивающие пешеходов. В 2016 году произошло 53 420 наездов на пешеходов (30,8% общего количества происшествий), в которых 5931 человек погиб (29,2% общего количества погибших) и 49 979 человек было ранено (22,6% общего количества раненых). При этом более половины происшествий в результате наезда на пешеходов совершается из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств (57,6% дорожно-транспортных происшествий в 2016 году).
6. Виноваты водители, управляющие автомобилем в городах. Более 70% дорожно-транспортных происшествий в России регистрируются на территории городов и населенных пунктов. В них погибает более 40% и получает ранения около 70% пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий.
7. Виноваты дороги. Почти в каждом втором (41,2% в 2016 году) происшествии на автомобильных дорогах регистрируются недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети. Удельный вес таких аварий за 10 лет (2007-2016 годы) увеличился более чем в два раза (на 63,3%), количество погибших — на 16,8%, раненых — на 66,9%.
И что делать?
Итак, из семи основных причин высокой смертности на наших дорогах, по мнению правительства России, в шести виноваты водители и в одном случае, для которого был отведен один короткий абзац текста, дороги. Хотя именно состояние дорог является сопутствующей причиной каждого второго смертельного ДТП. Но есть подозрение, что плохие асфальтированные направления, которые по недоразумению у нас в стране называют дорогами, виноваты в гораздо большем количестве смертей.
Сергей Кельбах, глава ГК «Автодор», управляющей платными дорогами в России, недавно озвучил цифру снижения смертности на подведомственных ему трассах. Эта цифра поражает воображение: на платных дорогах смертность уменьшилась в 20 (двадцать!) раз. О чем это говорит? О том, что современный автомобиль под управлением обычного водителя, двигаясь по спроектированной по всем правилам пассивной безопасности дороге, попадает в аварии на несколько порядков реже, чем при езде по обычным российским «направлениям».
Почему я называю дорожную сеть России асфальтированными направлениями? Потому что современная дорога — это более сложное и комплексное понятие, нежели просто островок земли, на который кинули асфальт и проехались пару раз катком. Дорога — это сложный инженерный проект, а не только и не столько ровное покрытие. Он должен учитывать психофизические особенности водителей. Иметь защиту от «дурака». С качественным искусственным освещением. С наличием карманов для аварийной остановки и отдыха. С наличием безопасных и удобных переходов для пешеходов и диких зверей. С наличием светофоров там, где это необходимо. С наличием дорожных служб, которые устраняют гололедицу и снежные заносы. С наличием информационных табло, которые предупреждают водителя об опасности и рекомендуют скоростной режим для безопасного движения. С наличием отбойника, препятствующего вылету транспортного средства на встречную полосу и в кювет. Вот на таких настоящих дорогах наши плохие водители вдруг перестают разбиваться.
Впрочем, простите, я пропустил одну важнейшую цель стратегии, которая однозначно меняет все и по-настоящему повлияет на смертность на российских асфальтированных направлениях в сторону ее снижения до нуля. «Формирование положительного имиджа сотрудников Госавтоинспекции как представителей государственного органа, осуществляющего контрольно-надзорные функции в области дорожного движения». Безусловно, признаю, это гораздо важнее, чем построить современные дороги. Ведь когда мы начнем вопреки всему иррационально любить инспекторов ГИБДД, у нас все сразу станет хорошо.