Несмотря на многочисленные тревожные знаки, экономика страны за минувший год в целом приподнялась после рецессии. Внешний товарооборот увеличился, его положительное сальдо превысило $100 млрд. Но надо ли говорить, что те 1,6-1,8%, на которые подрос ВВП – это результат роста мировых цен на нефть, газ и металлы? В 2016 году доля нефти и газа в экспорте составляла 53,5%, в 2017-м — уже 57%.
Мы живем в прежних условиях. Все те же страхи, те же радости. За курсом нефти следим с не меньшим волнением, чем средневековые рыбаки следили за ветром. Подует в одну сторону – будет рыба, подует в другую – будет голод.
Дует пока в нашу сторону. В 2018 году мир растет, а не стагнирует, а значит, и наше сырье пригодится. Правда, мир растет гораздо быстрее нашей экономики: прогнозы по глобальному ВВП – плюс 3,7%, по России – в лучшем случае 2%. В 2013 году на долю нашей страны приходилось почти 3% мирового ВВП, в 2017 году – уже 1,85%, в 2018 году будет 1,8%.
Что будет через 5, 10, 15 лет, совершенно неизвестно. Энергетический рынок меняется, достаточно упомянуть хотя бы о планах США в ближайшее время превратиться из потребителя нефти и газа в их чистого экспортера, прежде всего в Европу. В случае любого геополитического обострения скромный рост нашей экономики сдует все тем же ветром.
Конечно же, власть не может об этом не думать. Сам факт разработки по президентскому заказу двух «конкурирующих» стратегий – Столыпинского клуба и ЦСР говорит о том, что пути выхода ищутся. Не буду сейчас углубляться во все детали, скажу лишь об одном аспекте — об изменении принципов государственного управления экономикой.
Наши идеологические конкуренты посматривают на экономику и, попыхивая сигарами, говорят: «Отцы-основатели и их пророк Гайдар завещали нам, что сначала должна быть стабилизация, потом институциональные реформы, а уж потом, если повезет, что-нибудь хорошее». Идут годы и десятилетия. Кубышка то полнеет, то худеет (то стабилизируется, то дестабилизируется). Разговоры о реформах носят философский характер. А хорошее все время приходит издалека — оттуда, где покупают содержимое наших недр.
И за всем этим стоит невысказанное: «Ну как по-другому? Это же Россия».
Мы предлагаем по-другому. Мы в Столыпинском клубе убеждены: самое главное сейчас – это «разогреть» экономику, придать ей импульс движения изнутри, а не снаружи. Для этого есть конкретные материальные инструменты. Наращивать расходы бюджета на экономику. Постепенно увеличивать монетизацию (соотношение денежной массы М2 и ВВП) экономики с нынешних 40–45% до 80–100%. Снижать банковский процент и повышать насыщенность экономики кредитами до 70–80%. Поднять норму инвестиций с нынешних 22-23% ВВП до 28-30%. Регулировать налоговую систему в интересах развития – и так далее, и так далее. А институциональные реформы – уже потом, на волне экономического роста.
Повернуть страну к настоящему рынку, который обезопасит ее от внешних рисков, должна рука государства.
Из фаталистического следования за ценами на сырье проистекают главные пороки нынешнего государственного планирования: его инерционность, отсутствие единого вектора, четкой долгосрочной цели. С одной стороны, нет единых задач социально-экономического развития, утвержденных на уровне президента. С другой, принимаемые решения чрезмерно централизованы: в сиюминутных условиях определяющим является мнение первого лица, а не компетентная экспертиза.
ЦБ, Минфин, Минэкономики и другие ведомства все время «перетягивают канат», потому что их задачи нередко противоречат друг другу. Весь процесс государственного планирования и управления построен на несовершенной, опаздывающей, неполной и неточной статистике.
Министерства и ведомства перегружены работой по текущим поручениям и задачам и не занимаются стратегическим управлением и развитием.
Как же можно изменить эту ситуацию?
Прежде всего, скажу, что убежден: масштабная административная реформа, призванная в очередной раз перевернуть все и вся, не сработает. Нужно создавать очаги эффективного управления, а для этого надо отделить управление развитием от управления текущей деятельностью.
Ни одно «экономическое чудо» в мире (быстрый рост в течение 20-30 лет темпами не менее 7%) не обошлось без специального агентства или выделенного министерства, которое согласовывало деятельность всех прочих ведомств. В послевоенных Франции и Японии это были Генеральный комиссариат по планированию при правительстве и Министерство промышленности и торговли соответственно. В Испании в 50-е годы — Управление экономической координации и планирования. В нынешнем Китае — Национальная комиссия по развитию и реформам. В Индии — Национальный институт по трансформации. В Ирландии — Совет по планированию. В Малайзии – Агентство экономического планирования.
В администрации президента США с 1970 года действует Административно-бюджетное управление, которое координирует экономическую и финансовую деятельность федеральных министерств и ведомств.
Получил известность опыт Великобритании, где с 2001 по 2010 годы при премьер-министре просуществовал так называемый Delivery Unit – агентство, призванное контролировать усилия правительства в сферах образования, здравоохранения, транспорта и борьбы с преступностью. В тех или иных формах похожие структуры действуют сегодня в Индии, Индонезии, Малайзии и ЮАР.
Мы предлагаем наряду с действующей системой управления создать агентство развития — Администрацию роста. Этот орган должен находиться в двойном подчинении: президенту и правительству и обладать особыми полномочиями по проведению реформ. Задача — координация работы институтов развития, подчинение их целей работы задачам экономического роста, согласование позиций с министерствами. Окончательное решение — за президентом, который от себя вносит в Госдуму подготовленные Администрацией роста документы.
Посмотрим на опыт Минвостокразвития, которое де-юре хотя и не освобождено от функций текущего управления, по факту, пожалуй, является наиболее действенным институтом развития в стране. Команда креативных людей создала целый ряд эффективных институтов – территорий опережающего развития (ТОРов), свободного порта Владивосток, Дальневосточного гектара, агентств по софинансированию проектов. Результат – опережающий экономический рост Дальневосточного федерального округа.
Идея независимого от министерств государственного органа, который занимается развитием, не является чем-то новым и неизведанным. Подобный орган прямо упоминается в законе «О государственном стратегическом планировании», который был принят в 2014 году. В нем же, кстати, говорится и о необходимости увязывать в единый комплекс все среднесрочные и долгосрочные прогнозы и планы государства. Именно это Администрация роста должна делать на базе обширных электронных данных статистики, ФНС и Казначейства. Нужно возродить планирование, но на новой основе, с использованием всех современных информационных возможностей.
Смысл работы Администрации роста должен заключаться в увеличении числа высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ): в разработке детализированных планов на этот счет для федеральных органов власти и регионов, а также контролю их выполнения. Причем производительность должна оцениваться не по уровню зарплат, а по добавленной стоимости на одного работника предприятия. Это позволит объединить динамику доходов трех групп интересов: населения (фонд оплаты труда), бизнеса (валовая прибыль) и государства (налоги).
Формат Администрации роста, ее особые полномочия позволят увеличить скорость принятия так необходимых сегодня решений. Если мы хотим двигаться вперед, нужно работать по-новому.