Экономический бум в Китае — результат стремительного роста промышленного производства и экспорта, который начался в конце 1990-х и продолжается до сих пор. За последние 20 лет ВВП Китая вырос почти в 13 раз.
Подъем экономики обеспечил пропорциональный рост доходов. Как результат — увеличение прослойки среднего и высшего классов. Согласно данным Всемирного банка, с 2000 по 2016 годы среднегодовой доход на душу населения в Китае вырос в восемь раз с $790 в текущих ценах до $6100.
Как показало совместное исследование Bain&Co и China Merchants Bank, в 2006 году число людей в стране, чьи сбережения превышали $1,5 млн (HNWI), составляло порядка 180 000 человек, а к 2016 оно выросло до 1,6 млн — за десятилетие количество богатых китайцев увеличилось в восемь раз. При этом число сверхбогатых людей (UHNWI), чьё состояние оценивается в более чем $15 млн, росло еще более стремительными темпами: если в 2006 их насчитывалось около 7000 человек, то на начало 2016 года — 116 000. Совместно богатые китайцы управляют состоянием в $24 трлн.
Бегство капитала
По информации Bain&Co, если в 2011 году лишь небольшая часть состоятельных граждан инвестировала в активы за рубежом (19%), то в 2017 их число выросло до 56%. Объем прямых инвестиций Китая в зарубежные активы за последние 10 лет вырос в 47 раз с $4,6 млрд в 2006 до $217,2 млрд в 2016 году.
По данным American Enterprise Institute and Heritage Foundation, наиболее популярной страной для китайских инвестиций является США: в период с 2005 по 2016 страна получила от граждан КНР порядка $149,7 млрд. В целом, география инвестиций Китая обширна и не привязана к конкретному континенту: второй по объему иностранных инвестиций является Австралия, за ней следуют Канада и Бразилия.
Основные секторы для инвестиций — энергетика и транспорт. В развитых странах китайские инвесторы активно участвуют в приобретении компаний и объектов недвижимости, в развивающихся — занимаются строительными и инфраструктурными проектами в области энергетики, логистики и транспорта.
Граждане Китая лидируют в большинстве программ «золотых виз» по всему миру: по информации CBS News, за последние 10 лет более 100 000 китайцев получили ВНЖ, потратив на них около $24 млрд. Для иммиграции они предпочитают развитые страны, самая популярная среди которых — США. В американской программе «золотой визы» приняли участие примерно 40 000 китайских граждан, вложив в экономику США более $7,7 млрд.
Ограничения
Бегство капитала из страны и активная эмиграция обеспеченных прослоек населения заставили правительство Китая всерьез задуматься о том, чтобы ужесточить регулирование внешнеэкономической деятельности своих граждан. Начиная с конца 2016 года был введен ряд мер по повышению прозрачности сделок с зарубежными контрагентами, существенно ограничивших возможности китайцев инвестировать за рубеж. Например, теперь китайские покупатели не могут перевести за рубеж больше $50 000 в год. Под серьезными ограничениями оказались инвестиции в недвижимость, в том числе в отели, кинотеатры и спортивные клубы.
Однако сегодня аналитики дают неоднозначную оценку эффективности принятых мер. Так, например, в интервью изданию Citilab Лоренс Юн, главный экономист и глава исследований Национальной ассоциации риелторов США, заявил, что с начала 2017 года количество запросов на приобретение недвижимости в США от китайских граждан только растет. Также он рассказал о том, что предприимчивые китайцы быстро находят способы обойти ограничения: например, выводят денежные средства от лица многочисленных родственников и соседей, расплачиваясь с ними лично внутри страны.
С другой стороны, макростатистика выглядит менее оптимистично: Forbes опубликовал данные со ссылкой на министерство торговли Китая о том, что за 10 месяцев 2017 года зарубежные инвестиции в годовом исчислении сократились более чем на 40%. По информации Chinamoneynetwork со ссылкой на исследование Cushman & Wakefield, в III квартале 2017 года китайские инвестиции в объекты недвижимости за рубежом составили всего $2,5 млрд — это наименьший показатель с 2013 года.
Китай и Греция
Китайский бизнес ищет новые пути для заработка и в последние годы активно развивает сотрудничество с Грецией. Так, по данным Банка Греции, с 2005 до конца 2016 общая сумма инвестиций в Грецию из Китая и Гонконга составила 585,2 млн евро, из которых 346,3 млн было вложено в 2016 году. Однако, согласно исследованию Института международных экономических отношений, реальный объем сделок гораздо больше: например, по данным министерства торговли Китая, к концу июня 2017 КНР вложила в Грецию уже больше $1,3 млрд, по информации греческого посольства в Пекине, эта сумма достигает $1,6 млрд, а по подсчетам American Enterprise Institute, с 2005 по 2017 год Китай инвестировал в Грецию около $6,7 млрд.
Подобный рост, прежде всего, связан с заключением ряда крупных приватизационных сделок с участием китайских компаний:
- в 2016 году китайская компания COSCO, один из крупнейших портовых операторов в мире, приобрела 51% акций порта Пирей за 280,5 млн евро. Через пять лет после подписания соглашения компания получит еще 16% акций стоимостью 88 млн евро. В течение этого времени COSCO должна будет инвестировать 300 млн евро в модернизацию судоремонтных активов и логистику;
- в июне 2017 Национальная электросетевая корпорация Китая (State Grid Corp. Of China) приобрела 24% акций государственной электросетевой компании Греции ADMIE стоимостью 320 млн евро.
Параллельно китайский бизнес активно сотрудничает с частными греческими компаниями. В 2014 году было заключено соглашение о взаимопонимании между китайской строительной корпорацией Sinohydro и греческой Terna Energy о развитии проектов по использованию возобновляемых источников энергии на общую сумму более чем $1,2 млрд. В соглашении также принял участие Торгово-промышленный банк Китая (ICBC).
В ноябре 2017 года Shenhua Group заключила соглашение о приобретении 75% доли в четырех ветряных электростанциях, принадлежащих Copelouzos Group. Сумма сделки не раскрывается, но компании оценивают стоимость будущих проектов, связанных с развитием источников возобновляемой энергии, в 3 млрд евро.
Одним из самых известных и обсуждаемых сегодня проектов Греции стал «Элинникон» — амбициозный план превращения бывшего столичного аэропорта в огромную парковую зону. Инвестором, который вложит в проект 8 млрд евро, стал международный консорциум в составе китайского конгломерата Fosun Group, арабского застройщика Eagle Hills и греческой компании Latsis Group.
Помимо этого, китайцы — самые многочисленные участники программы «золотой визы», запущенной правительством Греции в 2014 году. По ее условиям греческий ВНЖ можно получить за покупку недвижимости стоимостью от 250 000 евро. Так, с начала программы до октября 2017 вид на жительство получили более 2000 китайских инвесторов и членов их семей.
Активная экспансия Китая в греческую инфраструктуру, по данным Tranio, продиктована двумя факторами. Во-первых, мировой финансовый кризис и долговой кризис в Греции привели к повсеместному удешевлению греческих активов, сделав их рискованными, но очень привлекательными объектами для инвестиций. Во-вторых, географическое положение Греции: она является важным торговым партнером и перевалочным пунктом «нового шёлкового пути» между Европой и Ближним Востоком. Программы приватизации открыли доступ китайским деньгам к важнейшим объектам логистической инфраструктуры, что, в свою очередь, позволит Китаю усилить контроль над внешнеторговыми потоками.