Сейчас традиционно принято подводить итоги и строить планы на ближайшее будущее. Но в сфере государственных финансов есть своя специфика. Мы в обычной жизни точно знаем о том, что произошло, а будущее — не определено. В бюджетной политике — наоборот: мы примерно знаем, что будет, поскольку бюджет на этот год уже принят, но вот прошлое все еще покрыто завесой тайны.
Министр финансов Антон Силуанов в одном из интервью отметил, что дефицит федерального бюджета в 2017 году будет меньше, чем было предусмотрено в Законе о бюджете. Напомню, согласно последним поправкам, Закон о федеральном бюджете на 2017 год предполагал дефицит в размере 2,2% ВВП. Сейчас по оценкам Минфина ожидается дефицит порядка 1,8% ВВП. Снижение дефицита в ситуации, когда нефтегазовые фонды практически пусты – это очень хорошо, поскольку дает нам возможность сберечь ресурсы на будущее.
Однако в этой статье мне бы хотелось обратить внимание не столько на сам дефицит и возможности, которые может нам дать его снижение (об этом уже много написано и сказано), сколько на то, за счет чего снижение дефицита стало возможным. Ведь когда речь заходит о федеральном бюджете, в котором сумма расходов зафиксирована на уровне федерального закона, снижение дефицита может происходить только за счет роста доходной части казны.
Доходы 2017 vs доходы 2016
Наблюдать за исполнением федерального бюджета по доходам гораздо интереснее, чем может показаться на первый взгляд. В отличие от расходов, общий объем которых и распределение по статьям известны заранее, поступление доходов в казну зависит от множества плохо предсказуемых факторов. Чтобы выявить эти факторы и оценить их вклад, требуется анализ поступлений текущих доходов, но в сравнении не с бюджетными проектировками, а с прошлогодними показателями исполнения бюджета.
Такой факторный анализ позволяет прочувствовать не только эффект макроэкономических и конъюнктурных изменений в чистом виде, но и увидеть, как повлияло на доходы то или иное изменение налогового законодательства, сколько принесли в казну меры по улучшению качества налогового администрирования и т.п.
Поскольку сравнивать доходы в номинальном выражении разных лет между собой не корректно - деньги «сегодня» и деньги «вчера» — это не одно и то же, то самым разумным представляется использование нормированных величин, например, можно рассматривать доходы в процентах ВВП.
Так, по сравнению с 2016 годом доходы федерального бюджета в 2017 выросли примерно на 1,4 процентных пункта ВВП.
Факторами, оказавшими самое существенное влияние на доходы бюджета, ожидаемо стали рост цен на нефть и укрепление рубля. Однако их разнонаправленное действие практически скомпенсировало друг друга — рост цен на нефть добавил федеральному бюджету 2,2 п.п. ВВП, а укрепление рубля привело к снижению доходов на величину порядка 2,1 п.п. ВВП.
Повышение внутреннего спроса, которое на текущий момент является одним из основных драйверов экономического роста, привело к росту доходов на 0,8 п.п. ВВП. Увеличение объемов импорта также сыграло положительную роль и добавило доходам 0,6 п.п. ВВП.
Кроме того, к увеличению доходов федерального бюджета привели рост ставок акцизов (+0,3 п.п. ВВП), улучшение качества налогового администрирования (+0,3 п.п. ВВП) и дополнительный процент от ставки налога на прибыль, который с 2017 года стал зачисляться в федеральный бюджет (+ 0,3 п.п. ВВП).
В 2017 году вырос объем экспорта углеводородов, что добавило федеральному бюджету еще около 0,2 п.п. ВВП.
Факторы снижения доходов в 2017 году были не столь разнообразны. Помимо уже упомянутого «укрепления рубля» к снижению доходов на 0,3 п.п. ВВП привел последний этап т.н. «налогового маневра в нефтегазовом секторе», в рамках которого предельная ставка экспортной пошлины на нефть в 2017 году была снижена до 30%, а ставка НДПИ на нефть выросла до 919 рублей за т.
«Техническим» фактором снижения доходов в процентах ВВП можно назвать рост номинального ВВП. Этот фактор немного сложен для понимания, но его можно интерпретировать следующим образом - рост номинального ВВП привел к тому, что доходы федерального бюджета, выраженные в долях от ВВП, выросли не так значительно, как могли бы, если б номинальный ВВП в 2017 году остался на уровне прошлого года. Влияние этого технического фактора составило порядка 1,0 п.п. ВВП.
Так что, с точки зрения исполнения бюджета по доходам, 2017 год был весьма насыщенным и нескучным годом, в течение которого одни факторы меняли, а другие – сохраняли свою значимость. Сейчас мы сможем практически в реальном времени наблюдать, под влиянием каких факторов будет формироваться доходная часть федерального бюджета 2018.