Торговлю нефтью сажают на «цепь». Как блокчейн поможет нефтяникам
Сейчас поставки сырой нефти производятся преимущественно через внебиржевые сделки. Их дополняет биржевая торговля форвардами, фьючерсами и прочими производными финансовых инструментов. При этом ценообразование считается близким к справедливому, так как формируется на основе спроса и предложения на открытых электронных торгах. Но так определяются котировки только трех сортов-бенчмарков: Brent, WTI и Dubai, на которые в 2016 году приходилось всего около 5% мирового объема добычи нефти.
Цены на остальные десятки марок сырья, в том числе на российский Urals, определяются с помощью скидки/премии к этим бенчмаркам. Рыночная «справедливость» таких котировок является весьма сомнительной из-за отсутствия прозрачных торговых платформ и большего количества посредников. Это может, в свою очередь, приводить к манипулированию информацией на рынке, где каждый доллар в цене превращается в многомилионные потери, как для поставщика, так и для потребителя. Чехарда с большим количеством документов, которые необходимо оформить при поставках нефти, также приводит к непредсказуемым увеличениям сроков исполнения контрактов и транзакционных издержек.
Биткойн создавался как средство от недостатков традиционной финансовой системы. Криптовалюта ставила своей целью полностью искоренить посредников и «доверенные» третьи стороны, которые создают проблемы бизнесу, усложняя транзакции и, тем самым, уменьшая прибыль. Оружием для этого стал блокчейн — цепь из блоков-транзакций, хранящаяся в децентрализованной базе данных. Впоследствии новые инструменты, такие как Ethereum и Hyperledger, дали возможность создавать на его базе любые программы-инструкции, называемые смарт-контрактами. Для мира финансов это означает, что теперь на цифровой платформе можно реализовать любые механизмы, будь то продажа сырьевых товаров, фьючерсов, опционов и т.д.
Инвестиции в блокчейн-стартапы за 2017 году оцениваются в $3 млрд и, естественно, рынок торговли сырой нефтью объемом $1,7 трлн не смог остаться в стороне от этого процесса. Так компании Natixis, IBM и Trafigura запустили в 2017 г. пилот торговой платформы для продаж нефти в США. А в начале года Mercuria протестировала поставки нефти из Африки в Китай через европейскую торговую платформу Easy Trading Connect, созданную банками ING и Societe Generale. Эксперимент продемонстрировал значительное увеличение скорости проведения сделки и снижение транзакционных издержек. Так банки смогли сократить время на выполнение каждой операции с нескольких часов до 25 минут. Для трейдеров эффективность выросла на 33%. Успех Easy Trading Connect привел к созданию блокчейн-консорциума, нацеленного на разработку и опробование инструментов для упрощения управления транзакциями и их отслеживания. В нем приняли участие крупнейшие международные нефтяные компании BP, Shell и Statoil, торговые дома Guvnor Group, Mercuria Energy Group и Koch Supply & Trading, а также банки ABN Amro, ING и Societe Generale. Ожидается, что новые инструменты позволят сократить время совершения сделок на 30% и сделать его равным сроку поставки товара от продавца покупателю.
Пока преждевременно судить о реальных финансовых эффектах, так как даже пилотные проекты находятся в ранней стадии. Но уже понятно, что внедрение блокчейна в торговлю сырой нефтью может существенно изменить рынок. В результате:
- Появятся новые игроки
Увеличение доступности и валидности информации о транзакциях за счет создания единых прозрачных торговых платформ позволит большему количеству игроков входить на рынок, особенно в сегменте сопровождения сделок.
- Снизятся затраты
Рост прозрачности и устранение «несовершенств рынка» будет сказываться на марже трейдеров, использующих неэффективность системы. Рост конкуренции из-за входа новых сервисных игроков будет сказываться на комиссиях посредников, прежде всего банков. Исключение «человеческих ошибок» и опечаток при использовании электронной документации и подписей существенно сократит транзакционные издержки.
- Ускорится документооборот
Поставки нефти до сих пор связаны с оформлением большого количества бумажных документов, включая аккредитивы, товарно-транспортные накладные и т.д. Так, по данным HSBC, более 4,5 млн аккредитивов на поставки сырья было выпущено в 2015 году — это свыше $2 трлн глобального товарооборота. Увеличение скорости транзакций позволит сэкономить миллиарды долларов, в том числе за счет более эффективного управления оборотным капиталом и снижения кредитного риска.
- Цены будут формироваться на основе реального спроса и предложения
Прозрачное совершение сделок на цифровой платформе и возможность общего доступа к информации позволит формировать справедливую котировку на каждый сорт нефти.
Российские компании в 2016-2017 годах экспортировали нефть общей стоимостью $68-93 млрд, поэтому они также заинтересованы в увеличении эффективности мировой торговли. Так, например, снижение коммерческих и административных издержек по ВИНК на 5-10% позволит им сэкономить $0,4-0,7 млрд. Особенностью отечественных компаний является большой объем поставок по долгосрочным договорам с условием предоплаты. Снижение стоимости авансов при увеличении конкуренции на рынке, что особенно важно в условиях действия санкций, когда некоторые компании не могут привлекать внешнее финансирование, является существенным преимуществом.
Еще одним чувствительным элементом является определение справедливой стоимости Urals, в том числе путем создания биржевого инструмента. Проведенные в свое время исследования для сорта Dubai показали, что выход его на открытые торги добавил $0,5/барр. к сложившейся на тот момент цене. Внедрение блокчейн-платформ может также изменить котировки. Прирост $0,5/барр. к цене на отечественные сорта позволит получить 61 млрд рублей дополнительных доходов бюджета РФ, что сопоставимо с планируемыми государственными расходами в 2018 году на программу «Фундаментальные научные исследования» или «Развитие здравоохранения».
Мы видим, как уже многие отрасли значительно изменились под натиском цифровых компаний — Uber, Amazon, Facebook. Эта тенденция сохранится: другие сектора, в том числе и торговля нефтью, эволюционируют, что означает «гибель» некоторых традиционных игроков рынка и «рождение» новых. Для России нефтянка является ключевым донором и возможно драйвером экономики. Поэтому новые технологические вызовы и возможности должны быть обязательно учтены в энергетической стратегии и генеральной схеме развития отрасли.