К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дороги будущего. Как развить индустрию электрокаров в России

Фото Justin Sullivan / Getty Images
Фото Justin Sullivan / Getty Images
Что мешает перспективному транспорту развиваться

Сегодня, по данным аналитического агентства «Автостат», в России зарегистрировано чуть больше 1 000 электрокаров, или 0,002% парка легковых автомобилей, – совсем скромное число для такой большой страны. В год россияне покупают порядка 50-100 штук. Несмотря на то, что есть ряд льгот для их владельцев и в целом данный вид транспорта предполагается более дешевым в обслуживании, спрос на электромобили не растет. Основная причина — абсолютная неразвитость инфраструктуры. То есть, купить такой автомобиль можно, но сегодня он, скорее, останется милым и ненужным «гаджетом» для его собственника.

Проблема эта известна, в том числе, на федеральном уровне. Для понимания: в ноябре 2017 года Аналитический центр при Правительстве РФ собирал круглый стол с участием многих компаний, вовлеченных в электрическую инфраструктуру, реально или потенциально, для обсуждения вопросов распространения электрокаров, стимулов для развития этого вида транспорта. Однако пока вопрос лежит, скорее, в дискуссионной плоскости, чем в уже решаемой.

Анонсируемые преимущества электрокаров выглядят внушительно. Во-первых, это экономия на топливе (по сравнению с бензиновыми и дизельными автомобилями). Во-вторых, простота обслуживания. Еще говорят, что могут отменить транспортный налог на электрокары и позволить ездить по полосе общественного транспорта. В-третьих, бесплатная парковка в Москве. При этом электромобили гораздо дороже бензиновых и дизельных собратьев (в 2-3 раза дороже автомобилей аналогичного класса) и дольше «заправляются» (от 40 минут до нескольких часов). Только представьте себе, что будете заезжать на «заправку» по дороге на работу… Для сравнения: в США порядка 13% всех ЭЗС являются «быстрыми», заряжая аккумулятор за 20 минут.

 

Ладно бы долгое время зарядки, так в России электрическую «заправку» практически не найти. Развитием зарядной инфраструктуры для электромобилей занимается компания «Россетти» и ряд небольших организаций, преимущественно в Москве. Есть даже Всероссийская программа развития зарядной инфраструктуры, рассчитанная на 2013-2020 годы. К 2018 году планируется построить 1000 ЭЗС в 10 регионах, а до конца 2020 года развивать сеть ЭЗС по всей России. Но пока мы имеем всего около 150 электрических «заправок» в Москве и Санкт-Петербурге.  Согласно исследованиям Idaho national laboratory (INL) в США, около 85% времени владельцы электромобилей заряжают их дома и только 15% на заправочных станциях. Россияне чаще живут в многоэтажных домах, опять-таки сложно представить себе, как будет выглядеть зарядка электрокара с 9-го этажа… Также нет сервисов для обслуживания электрокаров.

Господдержка

В большинстве стран электромобилизация проводилась с помощью бюджетных средств и госпрограмм. Привлекались также деньги сторонних инвесторов, к примеру, тех же торговых центров, располагающихся в доступности к транспортной магистрали, автопроизводителей, и т.д. Но ключевая роль – безусловно, государства. В США даже есть специальные фонды, созданные для развития альтернативных источников топлива. Финансовая поддержка выражается в единоразовом, ежемесячном или годовом «бонусе» в пользу оператора электрических «заправок». В Японии государство частично возмещает капитальные и операционные издержки на строительство пунктов электропитания. В Китае первые сети целиком строились на бюджетные средства.

 

Пример частных инвестиций — конгломерат компаний Nippon Charge Service (Toyota Motor Corporation, Nissan Motor Co., Ltd., Honda Motor Co., Ltd., и Mitsubishi Motors Corporation), которые объединились 5 лет назад для финансовой помощи установщикам зарядных станций. Китайский пример частных инвестиций в электромобилизацию — это компания Tesla, которая для повышения продаж собственных автомобилей устанавливает ЭЗС.

Страновых примеров популяризации электромобильности среди населения также масса. Например, в 2008 году в городе Осло в Норвегии стартовал пилотный проект, в рамках которого электрокары заряжались бесплатно. В 2011 году правительство Эстонии совместно с Mitsubishi запустило программу электромобильности ELMO. По стране были установлены пункты быстрой зарядки— причем очень массово, и на основных шоссе, и около традиционных заправок, кафе и магазинов. Для стимулирования электромобилизации в Нидерландах выдают субсидии на покупку электромобилей.

Электромобилизация нужна, по сути, государству, чтобы улучшить экологию, производителям авто, поставщикам электроэнергии, а также водителям, если пользование такой машиной окажется проще и удобнее, чем бензиновой. В первую очередь, развить такую инфраструктуру можно в крупнейших городах с большой численностью автомобилей.

 

Стимуляция спроса

Одним из стимулов электромобилизации в России может стать льготная фискальная политика относительно объектов зарядной инфраструктуры для электромобилей, в частности, освобождение от налога на имущество, возможность применения ускоренной амортизации, возможность получения инвестиционного налогового кредита, и т.д. Налоговые льготы можно распространить и на владельцев транспортных средств — правда, это актуально только для очень мощных авто,  например, Tesla Model S c мощностью двигателя от 320 л.с. и стоимостью автомобиля от 7,6 млн рублей.

Экономические меры могут быть направлены на стимулирование спроса на электрокары, например, обнуление таможенных пошлин снизит стоимость электромобилей на 20-30%. В Швейцарии электрокары страхуют по льготной цене, можно воспользоваться аналогичным опытом.

Однако самое важное — развитие работающей инфраструктуры для электрокаров и мощная информационная кампания. Автолюбителям нужно пояснить, в чем реальные преимущества электрокаров, а также создать удобные и простые условия для пользования ими. Пока этого не произойдет, никакие скидки и льготы на парковку не изменят ситуацию кардинально.

В условиях цифровизации большинства повседневных процессов, полезно также создать различные интеллектуальные сервисы для электрокаров – системы поиска ближайших ЭЗС, решения для интеграции системы заправки посредством цифрового ключа — система «подключай и заряжай» (plug and charge), а также других способов идентификации, включающие телефоны «горячей линии», текстовые сообщения, интеллектуальные кабели (smart cables) с встроенными сим-картами, PIN-номера, специальные мобильные приложения. Подобные решения уже довольно успешно функционируют в других странах. Например, в Германии и США компания Innogy предложила блокчейн-платформу и мобильное приложение Share&Charge, позволяющее владельцам электрокаров находить станции подзарядки и проводить оплату (с применением «умных контрактов»).

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+