Первый поезд, работающий исключительно на солнечных батареях, 16 декабря вышел на маршрут длиной в 3 км в Новом Южном Уэльсе в Австралии. Его разработала железнодорожная компания Byron Bay Railroad Company — она переоборудовала винтажный пассажирский поезд 1949 года, чтобы продемонстрировать, что солнечная энергия вполне подходит для пассажирских перевозок: «Мы провели поиски по стране, нашли полуразрушенный винтажный поезд, восстановили его и подключили к источнику энергии возрастом 4,6 млрд лет», — рассказал директор по развитию Byron Bay Railroad.
Гибкие солнечные панели расположены на крыше вагона и на промежуточных стоянках, где поезд может дополнительно подзарядиться. Первоначально поезд работал на двух дизельных двигателях, но один из был заменен на аккумулятор объемом 77 кВт и электрический мотор. Второй оставили на случай непредвиденных обстоятельств. Поезд, как сообщатся, может функционировать даже при высокой облачности.
В поезде предусмотрено 100 сидячих мест для пассажиров, место для проезжающих стоя. Поезд совершает одну поездку туда и обратно раз в час. Первый пробный рейс поезд совершил 17 декабря. Пока что он будет ходить в тестовом режиме, перевозя по 100 пассажиров за раз, но в январе следующего года начнется его полноценная эксплуатация. Стоимость поездки составит $3.
Стоит отметить, что австралийский проект пока уникальный в своем роде — поезда на солнечной энергии уже существуют, но пока она не использовалась напрямую, двигатель лишь получал электричество от сети.
Транспорт будущего
Энергия солнца и ветра в железнодорожном транспорте — один из важнейших трендов. Так, Индия начала масштабный энергетический проект по внедрению ВИЭ в свою транспортную систему, предполагается, что Индийские железные дороги могут к 2025 году обеспечить 25% энергопотребностей за счет возобновляемых источников и генерировать 5 ГВт на солнечных электростанциях по всей стране. Компания «Индийские железные дороги» (Indian Railways) намерена установить гибкие солнечные панели на крышах пассажирских вагонов 250 поездов, которые будут снабжать электричеством внутренние энергосети вагонов. Кроме того, уже запланирована и частично реализована установка солнечных панелей на крышах 7 000 железнодорожных вокзалов и станций по всей Индии — что принесет в совокупности 1 ГВт энергии.
С 2017 года в поезда в Нидерландах полностью перешли на энергию ветра. Власти Нидерландов несколько лет назад приняли решение перевести все электропоезда страны на энергию ветра, чтобы сократить выбросы углекислого газа в транспортном секторе. В 2015 году железнодорожные компании страны, в том числе Nederlandse Spoorwegen, подписали договор с энергетической компанией Eneco, согласно которому 100% электротранспорта должно было перейти на возобновляемые источники энергии к 2018 году. В 2016 году эта цель была выполнена на 75%, а полный переход состоялся на год раньше запланированного срока.
В других случаях чистая энергия обеспечивает лишь часть нужд транспортного средства — например, в Индии «поезд на солнечной батарее» движется за счет дизельного локомотива, а солнце обеспечивает лишь работу кондиционера и освещения.