Американская Uber Technologies Inc. (№52 в рейтинге крупнейших частных компаний США) потерпела серьезное поражение в Европейском суде, который рассмотрел иск испанских таксистов и признал Uber транспортной компанией, а не технологическим сервиcом. Об этом сообщило в среду, 20 декабря, агентство Bloomberg.
Европейский суд (European Court of Justice) в Люксембурге постановил, что в Европе работа Uber Technologies Inc. должна регулироваться как деятельность компании такси, а не как приложение. «Предоставляемый Uber сервис по связи людей с непрофессиональными водителями относится к услугам в сфере транспорта. Страны-члены ЕС вправе регулировать условия предоставления этой услуги», — отмечается в решении, которое размещено на сайте суде.
Это решение Европейского суда не может быть обжаловано. Оно распространяется на все 28 стран-членов ЕС и грозит Uber более жестким регулированием ведения бизнеса, повышением налогов и изменениями в требованиях к водителям.
Uber доказывал в суде, что является чисто цифровым бизнесом, представляя из себя технологическую платформу для связи пассажиров с независимыми водителями, а не транспортную компанию, которая должна подпадать под соответствующее регулирование. «Это решение не изменит ситуацию в большинстве стран ЕС, где мы уже действуем в соответствии с законодательством о транспорте», — говорится в распространенном Uber заявлении.
В компании напомнили, что новый генеральный директор Uber Дара Хосровшахи (назначен на этот пост летом 2017 года) считает целесообразным регулировать оказываемые компанией услуги, и пообещали «продолжить диалог» в разных городах по всей Европе.
Иск в суд был подан в 2014 году ассоциацией таксистов Барселоны, которые обвинили Uber в недобросовестной конкуренции и занижении цен на перевозки за счет, в том числе, того, что им пользуются водители, не получившие официальной лицензии.
Bloomberg уточняет, что проблемы возникли вокруг сервиса UberPop, который в нескольких европейских городах давал водителям без лицензии на услуги такси использовать собственные автомобили для забора пассажиров. Юридические претензии заставили Uber отказаться от приложения UberPop в большинстве стран Европы, перейдя на приложение UberX, которое требует наличие соответствующей лицензии.
Uber в России
Мэрия Москвы также грозилась запретить работу сервиса Uber в столице. Но в марте 2016 года столичный департамент транспорта и Uber заключили соглашение, гарантирующее, что к работе в Москве будут привлекаться только водители, имеющие лицензию на осуществление пассажирских перевозок.
Кроме того 13 июля 2017 года было объявлено о договоренности «Яндекса» и Uber объединить свои бизнесы онлайн-заказа поездок в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане в составе новой компании.
В ноябре 2017 года сделка получила одобрение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России и Министерства антимонопольного регулирования и торговли Белоруссии. После закрытия сделки оба приложения для заказа поездок — и «Яндекс.Такси», и Uber — по-прежнему будут доступны пользователям. При этом таксопарки и водители перейдут на единую технологическую платформу, что по задумке участников сделки должно помочь нарастить число доступных для выполнения заказов машин, сократить время их подачи, снизить холостой пробег, повысить надежность и доступность сервиса в целом.
Стороны пообещали вложить в новую компанию более $300 млн («Яндекс» — $225 млн и Uber — $100 млн), оценивая ее в $3,725 млрд. В новой компании «Яндекс» получит 59,3%, Uber - 36,6% и еще 4,1% — сотрудники двух компаний. Стороны обещали закрыть сделку в январе 2018 года, чтобы избежать сбоев в работе сервисов в новогодние и рождественские праздники.