В 2018 году российский автомобильный рынок продолжит восстанавливаться с темпами роста 10-15%. Основными стимулирующими факторами для покупки автомобилей в кредит станут программы господдержки — «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», запущенные в июле текущего года. С таким прогнозом выступил президент и генеральный директор Ford Sollers Адиль Ширинов.
«Благодаря более умеренным колебаниям курса рубля и снижению ключевой ставки, в 2017 году на рынке наметилась стабилизация. В сочетании с мерами государственной поддержки лизинговых и кредитных автопрограмм, отложенный потребительский спрос начал возвращаться. Как следствие, мы наблюдали значительный рост покупок в кредит», — заявил он.
С тем, что новые программы господдержки оказались эффективны и востребованы рынком, согласен руководитель пресс-службы «АвтоВАЗа» Сергей Ильинский: «Компания приветствовала бы продолжение подобных мер стимуляции рынка в 2018 году». Собственный прогноз «АвтоВАЗ» представить в начале следующего года. Компания Volkswagen отказалась от комментариев. Концерн Renault-Nissan не ответил на запрос Forbes.
Согласно прогнозу Kia Motors Rus, при условии сохранения позитивных макроэкономических тенденций и государственной поддержки, возможны темпы роста 10-12%, вплоть до объема рынка 1,8 млн автомобилей. Об этом Forbes рассказал директор по маркетингу компании Валерий Тараканов. По его словам, из 8000 автомобилей марки, реализованных с июля по октябрь 2017 года, 52% пришлось на программу «Первый автомобиль».
Схожего мнения придерживается управляющий директор компании «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев. По его словам, программы были «более, чем позитивно» восприняты покупателями. «Доля социальных программ в кредитах с господдержкой составила более 50% в рамках программы Hyundai Finance», — отметил он.
Говоря о следующем годе, Калицев заявил, что определяющими факторами для авторынка станут условия и объем господдержки автокредитования, размер утилизационного сбора и курс рубля. «Также очень важно снижение банковских ставок по автокредитам в рамках общего курса, заданного ЦБ», — подчеркнул управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ».
По мнению директора «РадиоСтрана» Игоря Моржаретто, в следующем году государственные программы окажут решающее воздействие на рынок: «Сам по себе он довольно хилый, так как доходы у населения не увеличиваются. Значит, рост рынка напрямую зависит от государства. Будут вливания — пожалуй, тогда с прогнозом Ford можно согласиться: проявится отложенный спрос. Не будет субсидий — продажи застынут около ноля».
Генеральный директор Ford Sollers так же отметил, что начали сбываться более ранние прогнозы компании о росте доли SUV и внедорожников в России: «Если в 2016 году этот сегмент занимал 28%, то в 2017 – уже 31%», — подчеркнул Адиль Ширинов. По его словам, ставка на развитие этих сегментов позволила компании нарастить продажи выше средних показателей по рынку: за 11 месяцев 2017 года рост составил 15%.
Согласно данным аналитического агентства «Автостат», по итогам 11 месяцев текущего года лидером отечественного сегмента SUV является Hyundai Creta — 49406 реализованных машин. На втором месте Renault Duster — 39012 штук. Замыкает тройку лидеров Toyota RAV4 — всего было продано 29740 автомобилей.
Адиль Ширинов поделился планами русско-американской компании на будущий год: «Для сохранения и усиления позиций Ford Sollers на рынке мы планируем адаптировать объемы производства под план продаж. Для этого мы будем наращивать производство на заводах в Татарстане, так как именно там в следующем году планируются обновления некоторых моделей. Также мы продолжим усиливать свои позиции в сегменте легкого коммерческого транспорта».
Напомним, что российский авторынок снижался в течение четырех лет. За это время он сократился вдвое: с 2,8 млн проданных машин в 2013 году до 1,4 млн в 2016. Только в начале текущего года рынок постепенно вышел в плюс, а затем стал показывать двузначный рост. В начале октября ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД, объединяющая 3500 автодилеров) обратилась к премьер-министру России Дмитрию Медведеву с просьбой продлить программы государственного стимулирования спроса и увеличить размер субсидий на 2018 год. Без этих мер, по мнению РОАД, возможно не только снижение текущих показателей, но и возобновление падения продаж.