Опубликованный в ноябре федеральный закон N 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» вступит в силу 14 мая 2018 года.
Законом введена обязанность указывать конкретный срок получения иностранной валюты или рублей по внешнеторговым сделкам, расширен перечень случаев, в которых банки смогут отказывать в проведении валютных операций, и предусмотрен новый специальный субъект ответственности за нарушение валютного законодательства — руководители и иные работники юридического лица, привлекаемого к административной ответственности. Иными словами, речь идет об ужесточении режима валютного регулирования в России.
Основные положения закона сводятся к следующему:
1. Вводится требование об указании во внешнеторговых контрактах, заключаемых между резидентами и нерезидентами, конкретных сроков исполнения обязательств сторонами. Вводится требование о предоставлении резидентами уполномоченным банкам информации о сроках возврата авансовых платежей, осуществленных в пользу нерезидентов, в соответствии с условиями внешнеторговых контрактов
Нарушение этих сроков будет образовывать состав административного правонарушения, правда отменить свободу договора такие нормы закона не могут. А следовательно, стороны могут менять эти сроки дополнительными соглашениями.
2. Расширен перечень оснований для отказа в проведении валютной операции.
Авторы законопроекта пишут, что он направлен на предотвращение незаконных валютных операций, совершаемых через российские уполномоченные банки. В настоящее время при формальном наличии всех документов, являющихся основанием для проведения валютной операции, уполномоченный банк может отказать в проведении валютной операции только, если у банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации преступных доходов или финансирования терроризма. Других оснований для отказа в проведении валютной операции в действующей сейчас реакции закона нет. Вновь принятый закон устанавливает новые основания для отказа банка в проведении валютной операции. Банк должен будет отказать в проведении валютной операции в нескольких случаях: если это неразрешенная валютная операция между резидентами, если это неразрешенный перевод денег на зарубежный счет резидента, если резидент не вправе осуществлять валютную операцию, а также в случае, если валютная операция нарушает «положения других актов валютного законодательства».
3. Изменяется понятие «должностное лицо» применительно к составам правонарушений, установленных частями 1, 4, 4.1 и 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
В настоящее время в силу примечания 1 к статье 15.25 КоАП РФ под должностными лицами для целей применения указанных частей статьи 15.25 КоАП РФ понимаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Закон отменяет указанное примечание и в этой ситуации надлежит руководствоваться общими положениями об ответственности должностных лиц, установленных статьей 2.4 КоАП РФ. Таким образом, за осуществление незаконных валютных операций и нарушение требований о репатриации валютной выручки к административной ответственности будут привлекаться не только юридические лица, но также их руководители и иные работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Санкциями частей 1, 4, 4.1 и 5 статьи 15.25 КоАП для должностных лиц во всех случаях предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 20 до 30 тысяч рублей.
4. Одновременно вводится ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных частями 1, 4, 4.1 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, должностными лицами ранее подвергнутыми административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (часть 5.1 статьи 15.25 КоАП РФ).
В этом случае должностное лицо подлежит дисквалификации на срок от шести месяцев до трех лет, которая назначается судом общей юрисдикции.
В законе не оговаривается, что следует считать аналогичным правонарушением для целей применения части 5.1 статьи 15.25 КоАП РФ, что на практике может привести к спорным ситуациям. В лучшем случае, суды будут по аналогии применять пункт 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013), который касается другой статьи КоАП РФ: «Под аналогичным правонарушением [указанным в части 2 статьи 5.27 КоАП РФ] следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — при увольнении другого работника)». А в худшем, но маловероятном, случае, суды будут руководствоваться признаком однородности, имея в виду, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства. То есть, если должностное лицо привлекли к ответственности за нарушение валютного законодательства, значит следующее нарушение валютного законодательства этим лицом будет грозить дисквалификацией.
В свою очередь, для определения того, было ли должностное лицо ранее подвергнуто административному наказанию, следует руководствоваться положениями статьи 4.6 КоАП РФ, которая предусматривает, что лицо считается подвергнутым наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.