К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Доллар не продам: регулирование валютных операций будет ужесточено

Фото Алексея Павлишака/ ТАСС
Фото Алексея Павлишака/ ТАСС
Новые требования облегчат для банков отказ в проведении валютных операций и вступят в силу в середине 2018 года

Опубликованный в ноябре федеральный закон N 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» вступит в силу 14 мая 2018 года.

Законом введена обязанность указывать конкретный срок получения иностранной валюты или рублей по внешнеторговым сделкам, расширен перечень случаев, в которых банки смогут отказывать в проведении валютных операций, и предусмотрен новый специальный субъект ответственности за нарушение валютного законодательства —  руководители и иные работники юридического лица, привлекаемого к административной ответственности. Иными словами, речь идет об ужесточении режима валютного регулирования в России.

Основные положения закона сводятся к следующему:

 

1. Вводится требование об указании во внешнеторговых контрактах, заключаемых между резидентами и нерезидентами, конкретных сроков исполнения обязательств сторонами. Вводится требование о предоставлении резидентами уполномоченным банкам информации о сроках возврата авансовых платежей, осуществленных в пользу нерезидентов, в соответствии с условиями внешнеторговых контрактов

Нарушение этих сроков будет образовывать состав административного правонарушения, правда отменить свободу договора такие нормы закона не могут. А следовательно, стороны могут менять эти сроки дополнительными соглашениями.

 

2. Расширен перечень оснований для отказа в проведении валютной операции.

Авторы законопроекта пишут, что он направлен на предотвращение незаконных валютных операций, совершаемых через российские уполномоченные банки.  В настоящее время при формальном наличии всех документов, являющихся основанием для проведения валютной операции, уполномоченный банк может отказать в проведении валютной операции только, если у банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации преступных доходов или финансирования терроризма.  Других оснований для отказа в проведении валютной операции в действующей сейчас реакции закона нет.  Вновь принятый закон устанавливает новые основания для отказа банка в проведении валютной операции. Банк должен будет отказать в проведении валютной операции в нескольких случаях: если это неразрешенная валютная операция между резидентами, если это неразрешенный перевод денег на зарубежный счет резидента, если резидент не вправе осуществлять валютную операцию, а также в случае, если валютная операция нарушает «положения других актов валютного законодательства».

3. Изменяется понятие «должностное лицо» применительно к составам правонарушений, установленных частями 1, 4, 4.1 и 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

 

В настоящее время в силу примечания 1 к статье 15.25 КоАП РФ под должностными лицами для целей применения указанных частей статьи 15.25 КоАП РФ понимаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Закон отменяет указанное примечание и в этой ситуации надлежит руководствоваться общими положениями об ответственности должностных лиц, установленных статьей 2.4 КоАП РФ. Таким образом, за осуществление незаконных валютных операций и нарушение требований о репатриации валютной выручки к административной ответственности будут привлекаться не только юридические лица, но также их руководители и иные работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Санкциями частей 1, 4, 4.1 и 5 статьи 15.25 КоАП для должностных лиц во всех случаях предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 20 до 30 тысяч рублей.

4. Одновременно вводится ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных частями 1, 4, 4.1 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, должностными лицами ранее подвергнутыми административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (часть 5.1 статьи 15.25 КоАП РФ).

В этом случае должностное лицо подлежит дисквалификации на срок от шести месяцев до трех лет, которая назначается судом общей юрисдикции.

В законе не оговаривается, что следует считать аналогичным правонарушением для целей применения части 5.1 статьи 15.25 КоАП РФ, что на практике может привести к спорным ситуациям. В лучшем случае, суды будут по аналогии применять пункт 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013), который касается другой статьи КоАП РФ: «Под аналогичным правонарушением [указанным в части 2 статьи 5.27 КоАП РФ] следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — при увольнении другого работника)».  А в худшем, но маловероятном, случае, суды будут руководствоваться признаком однородности, имея в виду, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства. То есть, если должностное лицо привлекли к ответственности за нарушение  валютного законодательства, значит следующее нарушение валютного законодательства этим лицом будет грозить дисквалификацией.

 

В свою очередь, для определения того, было ли должностное лицо ранее подвергнуто административному наказанию, следует руководствоваться положениями статьи 4.6 КоАП РФ, которая предусматривает, что лицо считается подвергнутым наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+