К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Тревога и неуверенность. Исследование Ford предрекает перемены в мире

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Кризис доверия к власти, сомнения в будущем и пугающее сокращение личного пространства вошли в число доминирующих общественных трендов

Мир на пороге глобальных перемен — такой вывод можно сделать, изучив исследование Ford Trends Report 2018, охватывающее социальные, экономические, политические и технологические аспекты жизни современного общества. Исследование, стремящееся предугадать основные тренды следующего года, проводилось в 10 странах среди людей от 18 лет и старше; всего в опросах приняло участие свыше 9 000 человек.

«Мы живем в интересное время. Меняющиеся приоритеты, политические сдвиги и острое ощущение социального неравенства прервали длящийся статус-кво, и многие чувствуют себя дезориентированными. Во всем мире люди стали поляризованными. На одном конце спектра находятся те, кто поддерживает эти процессы, отстаивая их как шаг в правильном направлении. На другом нарастает разочарование и недовольство, беспокойство и неуверенность», — отмечает специалист по прогнозированию Ford Motor Company Шерил Коннели.

Кризис доверия и политизация брендов

Во всем мире люди обеспокоены происходящими переменами. Доверие к государственным институтам снижается, а политика множества регионов становится хаотичной, говорится в документе. В то же время людей не располагает к себе и современная поп-культура. Возникает ситуация, когда многие просто не знают, кому вообще можно доверять и на что надеятся. Это рождает в обществе тревогу и стимулирует поиск решений для адаптации к новым условиям.

 

«Меня захлестывают перемены» — с таким утверждением согласны 66% респондентов по всему миру. При этом 78% опрошенных в Бразилии, 72% в США, 67% в Великобритании и 58% в Германии уверены, что их страны переживают кризис идентичности. С тем, что в стране управленческий кризис согласны 94% опрошенных бразильцев, 76% жителей США, 74% англичан и 72% австралийцев.

«Люди стали нетерпимы к чужим взглядам» — такое мнение разделяют 91% респондентов в Бразилии, 80% в США, 77% в Австралии, 77% в Индии, 75% в Великобритании.

 

Общество тяготится неравенством — социальным, расовым, гендерным. Так, согласно данным международной организации Oxfam, изучающей проблемы бедности, 1% людей сегодня владеет богатством, превышающим совокупное благосостояние остальных граждан мира. Зарплата женщин, по-прежнему, ниже, чем у мужчин (в среднем, на 24%), хотя другие проявления гендерного неравенства постепенно сглаживаются.

Увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными подметил 81% опрошенных. Наибольшее беспокойство в этом вопросе проявляют бразильцы (87%), немцы (85%), канадцы (84%), индийцы (83%) и китайцы (83%).

По мнению эксперта частного некоммерческого фонда TED Карима Абуэльнага, побороть это явление помогло бы доступное качественное образование. Однако пока социальное неравенство продолжает шириться, так как те, кто входит в «золотой» 1% критически недооценивают опасность ситуации. В результате западный мир может столкнуться с ростом радикализма и даже угрозой гражданской войны между теми, кто имеет все и неимущими.

 

Поляризация общества приводит к увеличению числа публичных акций и росту протестной активности. Так, в январе текущего года в Вашингтоне состоялся «Женский марш», который стал крупнейшей однодневной демонстрацией в истории США. Вслед за ним подобные акции состоялись более чем в 600 городах по всему миру. В апреле десятки тысяч людей вышли на улицы, обеспокоенные угрозой изменения климата. В социальных сетях событием года стал хэштег #MeToo — им были помечены посты о сексуальном насилии и домогательствах в отношении женщин.

Как отмечается в исследовании, политический активизм становится все более значимым на корпоративной арене. Так, 8 ноября 2016 года американский производитель одежды Patagonia закрыл все розничные магазины, побуждая сотрудников и клиентов принять участие в выборах президента США.

Со своей стороны, потребители начинают требовать от брендов принять ту или иную сторону в социально-значимых вопросах. С этим согласно 45% респондентов Ford. Более того, 56% опрошенных заявили, что предпочтут заплатить вдвое больше за продукт, нежели купить его у марки, которая, как им кажется, вредна для общества.

Страхи и фобии

Одной из сильнейших фобий является страх перед возможной потерей работы. Молодые люди в возрасте от 18 до 29 лет пожаловались, что опасаются остаться без профессии в будущем — ведь традиционные рабочие места исчезают буквально на глазах под технологическим натиском. В этом признались 51% опрошенных. Как отмечает основатель и директор фонда TED Есра'а Ал-Шафей, для дальнейшей цифровизации экономики необходимо удостовериться, что в будущем никто не останется за бортом. Она выразила надежду, что развитие технологий — прежде всего, IT-сферы — позволит дистанционно переучиться и получить новую хорошо оплачиваемую работу тем, кто лишится прежней.

Видимо, технологии сегодня развиваются настолько стремительно, что люди не успевают к ним адаптироваться и из-за этого склонны к пессимизму. Так, 52% опрошенных сочли, что искусственный интеллект принесет человечеству больше вреда, нежели пользы. В Индии с этим согласны 61% респондентов, на Среднем Востоке — 61%, в Англии, Канаде и Австралии — 56%, 54% и 53% соответственно. Более понятные обычному человеку новинки, скажем, самоуправляемые автомобили, оцениваются положительно: 83% опрошенных китайцев, 81% индийцев и 75% бразильцев находят автономные транспортные средства многообещающими.

 

Другая распространенная современная фобия — страх перед Большим Братом в лице IT-гигантов, который в исследовании характеризуются как «беспомощная открытость». Как отмечают авторы, потребители чувствуют, что ничего не могут сделать для защиты персональной информации — она доступна для обработки без их согласия и даже ведома. Только 43% мужчин и 34% женщин не возражают против того, чтобы делиться с компаниями данными о себе.

«Я испытываю дискомфорт от того, как много информации обо мне находится в открытом доступе» — с такой формулировкой согласны 78% респондентов из Китая, 65% англичан, 64% американцев, 64% австралийцев и 60% канадцев.

«Пугает, что компании знают обо мне так много» — такое мнение разделяют 76% респондентов из США, 74% из Великобритании, 73% из Канады, 73% из Австралии и 67% из Германии.

Великая депрессия

Рост тревожности в обществе провоцирует психические расстройства — Всемирная организация здравоохранения объявила о настоящей эпидемии депрессии. 73% опрошенных Ford считают, что должны больше заботиться о своем эмоциональном благополучии. Отметим, что среди возрастной аудитории 18-29 лет этот вопрос беспокоит 82% респондентов. Острее всего он стоит в Китае (90% опрошенных), Индии (86%) и Бразилии (80%).

 

Респонденты жалуются на растущий стресс, нехватку сна (ночные часы «съедают» различные гаджеты) и социальные сети, которые заставляют людей сомневаться в себе. Кстати, меньше всего сомнений испытывает аудитория 45+ лет — всего лишь 12% опрошенных. Среди 30-летних этот показатель доходит до 31%, а среди 18-29-летних — до 41%.

Общая нервозность иллюстрируется неожиданной популярностью датского выражения «хюгге» (hugge), обозначающего домашний уют и безопасность. В 2016 году оно было номинировано на  «Слово года» по версии Оксфордского словаря. Отметим, что тогда выиграло выражение «постправда», как раз описывающее нынешнюю эпоху развития массовых коммуникаций. Стремление к тишине нашло свое выражение в кнопке Snooze, позволяющей блокировать сообщения на Facebook. Кроме того, в исследовании приводится в пример специфическая игрушка Qoobo — подушка, виляющая хвостом, которую нужно погладить, чтобы снять стресс. Пожалуй, список можно дополнить, вспомнив сумасшедшую популярность спиннеров.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+