Промсборка для избранных. Какие автоконцерны могут получить господдержку
Минпромторг сформулировал новые условия для получения господдержки автокомпаниями. Суть требований — в использовании большего количества отечественных комплектующих при локальном производстве машин. Как сообщают «Ведомости» со ссылкой на источник в отрасли, проект постановления уже обсуждается заинтересованными сторонами. В частности, в нем прописан минимальный набор технологических операций, необходимый для того, чтобы детали получили статус «сделано в России».
Важное условие для компаний: локальное производство двигателей, их сборка должна начаться до 2019 года. К 2023 году Минпромторг рассчитывает, что внутри страны будут собираться автоматические коробки переключения передач, а механические — выпускаться из местных деталей. В настоящее время собственное производство двигателей есть у Ford-Sollers, альянса Renault-Nissan и Volkswagen. Ford и Volkswagen отказались комментировать новые условия, Renault-Nissan не ответил на запрос Forbes.
По мнению руководителя пресс-службы аналитического агентства «Автостат» Азата Тимерханова, новые требования сократят число компаний, которым будет оказана поддержка: «Получается, что круг претендентов на господдержку будет сужаться. Например, из иностранных автопроизводителей, которые имеют сборочные производства у нас в стране, двигатели здесь же собирают Volkswagen, Ford, Renault. Но при этом есть целый год до введения новых условий, если они, конечно, будут приняты. Поэтому у производителей еще есть время наладить производство двигателей в России или начать строить такие предприятия», — заявил он в беседе с Forbes.
Говорить о том, что эта мера усложнит приход новых производителей, скорее всего, преждевременно, продолжил эксперт. «Тем более, что большинство ведущих компаний имеют в России сборочные предприятия и работают уже несколько лет», — подытожил Тимерханов.
На смену промсборке
Первые соглашения с автопроизводителями были заключены в 2005 году, они подразумевали выпуск 25 000 автомобилей в год с уровнем локализации 30%. Взамен компании получали возможность беспошлинно ввозить в Россию комплектующие.
В 2011 год были выдвинуты более жесткие требования, получившие название «вторая промсборка»: производство не менее 300 000 автомобилей в год на новых мощностях или 350 000 на прежних, с условием их модернизации, а также 60% локализация машин и инвестиции в научно-исследовательские работы. Участники первых соглашений могли перезаключить контракт, подав протокол о намерениях.
После рекордного для отечественного автопрома 2012 года, когда в стране было продано 3 млн новых машин, российский рынок стал быстро сокращаться. Через три года он лишился половины объема и продолжил падать. В условиях затяжного кризиса автозаводы уменьшили выпуск транспортных средств. По данным Минпромторга, в 2015 году загрузка предприятий не превышала 40% от расчетной мощности.
Осенью 2016 году Минэкономразвития раскритиковало действующие меры господдержки. Было заявлено, что они только сжигают бюджетные деньги, никак не стимулируя производителей адаптироваться к новым рыночным реалиям. Было предложено заменить действующие соглашения, срок которых истекает в 2017-18 годах, Специальными инвестиционными контрактами (СПИК). Вы рамках СПИК компании могу получать персонифицированные льготы: таможенные и налоговые послабления, а также доступ к госзакупкам на внеконкурсной основе.